Коррекционная работа как средство физического развития детей
старшего дошкольного возраста
Шаршова Наталья Александровна, воспитатель по физическому развитию детей
в МДОУ д/с №2 "Малышка"
г. Мантурово Костромской области
Цель :
Оказать общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка посредством специальных коррекционных упражнений.
Задачи:
- Развивать все системы организма путем оптимизации физической нагрузки;
- Осуществлять коррекцию имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата;
- Формировать правильную осанку.
- Учить детей правильному дыханию;
- Приобщать детей к здоровому образу жизни и воспитывать потребность в нём.
В своей работе соблюдаю следующие принципы:
- Принцип индивидуальности - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;
- Принцип систематичности - подбор специальных упражнений и последовательность их проведения;
- Принцип длительности - применение физических упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;
- Принцип разнообразия и новизны - подбор и применение физических упражнений обновляю через 2-3 недели;
- Принцип умеренности - продолжительность занятий 25-30 мин в сочетании с дробной физической нагрузкой;
- Принцип цикличности - чередую физическую нагрузку с отдыхом, с упражнениями на расслабление.
Этапы работы:
I этап
- Изучение литературы;
- Анкетный тест - опрос родителей;
- Оценка состояния опорно- двигательного аппарата воспитанников (совместно с врачом специалистом);
- Исследование свода стопы;
- Оценка физического развития и физической подготовленности детей.
II этап
- Разработка перспективного плана коррекционно - развивающих занятий с детьми;
- Разработка карт индивидуального развития детей;
- Внедрение в работу технологий Моргуновой, О.В. Козыревой, М.Ю. Картушиной;
- Изготовление нестандартного оборудования;
- Организация сотрудничества со специалистами поликлиники
III этап.
- Промежуточная диагностика и сравнение результатов;
- Корректировка планов коррекционно – развивающих занятий с детьми;
- Практическая работа с детьми;
- Завершающая диагностика, анкетирование родителей, обработка полученных данных.
Методы и приёмы:
Методы коррекции:
I Общий:
- Физические упражнения
- Игры
- Спорт
- закаливание
II Специальный:
- Массаж
- Специальные корригирующие упражнения
- - Аутогенная тренировка расслабления – (релаксация)
- - Музыкальное сопровождение
Режим движений:
Строго дозированная нагрузка с отдыхом
Формы работы:
- Утренняя гимнастика
- Оздоровительный бег
- Закаливание
- Лечебная гимнастика
- Массаж и самомассаж
- Туризм
- Прогулка
- Спортивные упражнения
- Игровые упражнения
Средства:
Основные средства (физические упражнения)
- В равновесии
- Корригирующие
- На растягивание
- Рефлекторные
- Дыхательные
Спортивно- прикладные
- Ходьба
- Бег
- Лазание, ползание.
Общеразвивающие
Оздоровление и укрепление организма
Игры
- На месте
- Малоподвижные
- Подвижные
- Музыкально- подвижные.
Специальные
- При нарушении опорно-двигательного аппарата.
- С элементами коррекции.
Предполагаемый результат:
Для детей :
Уменьшение % детей имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата и стопы.
Для себя : разработать перспективный план работы с детьми, изготовить картотеку йоги, пополнить картотеку комплексов по профилактике плоскостопия, изготовить нестандартное оборудование .
Необходимое оборудование:
Гимнастические маты, гимнастические скамейки, бумы, набивные мячи, набивные мешочки с песком, степ-скамейки, гимнастические палки, цветные ленточки, гантели, шведская стенка, массажные дорожки, коврики, большие резиновые мячи, ортопедические мячи, бросовый материал пробки, баночки и др.
Описание опыта
Актуальность проблемы :
Я не боюсь ещё раз повторить:
Забота о здоровье-
это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
Зависит их духовная жизнь,
Мировоззрение, умственное развитие,
Прочность знаний, вера в свои силы
В.А. Сухомлинский
Сравнительный анализ, сделанный НИИ гигиены и охраны здоровья детей, выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние годы. Количество больных детей дошкольников увеличилось, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5%. В настоящее время 60% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно – сосудистой системы. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Невольно возник вопрос, а что я могу сделать, для укрепления здоровья детей и для коррекции имеющихся нарушений, в условиях детского сада.
В поисках новых подходов в работе я изучила заболеваемость в нашем детском саду. Данные мониторинговых исследований опорно-двигательного аппарата.
Выяснила, что детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, физически ослабленных, часто и длительно болеющих, насчитывается 59% от общего числа воспитанников. Дети 5-7 лет с нарушениями развития опорно-двигательного аппарата составляет 30%.
Вырастить здоровых, красиво сложенных детей - непростая задача, каждый год медицинские работники ДОУ выявляют детей с плоскостопием и нарушением осанки.
Так, например: в 2005/06 учебном году выявлено 18 детей с плоскостопием, 16 детей с нарушением осанки;
в 2006/07 учебном году детей с плоскостопием – 7 человек, 14 - с нарушением осанки;
в 2007/08 учебном году - 14 детей с плоскостопием, 12 детей с нарушением осанки.
В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5—7 лет). Плоскостопие также является нарушением опорно-двигательного аппарата. Стопа — опора нашего тела, и любой дефект развития может отражаться на осанке. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Поэтому и возникла необходимость в разработке системы, направленной на максимальную коррекцию нарушений функций опорно-двигательного аппарата.
Мною была создана и в течение трех лет апробирована интегрированная система деятельности, ориентированная на профилактику и коррекцию нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста с опорой на парциальные программы авторские технологии:
- В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров "Развивающая педагогика оздоровления"
- Е.Н. Вареник "Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет";
- "Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет" Л.Д. Глазыриной;
- О.Н. Моргунова "Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ";
- О.В. Козырева "Лечебная физкультура для дошкольников";
- Программа "Здоровье" В.Г. Алямовская;
- Т.С.Никанорова. Е.М.Сергиенко "Здоровячок" – система оздоравливания дошкольников.
Работу организовывали и проводила в рамках инновационной деятельности:
- Проделала большую работа по созданию предметно - развивающей среды в спортивном зале и в групповых комнатах, направленной на физическое развитие всех детей и детей, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппара;
- разработала совместно с медицинской сестрой и педагогами, оптимальный двигательный режим для детей старшего дошкольного возраста;
- подобрала необходимую методическую литературу;
- разработала перспективное планирование физкультурных занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
- подобрала и адаптировала комплексы утренней гимнастики с корригирующими упражнениями;
- разработала комплексы коррекционной гимнастики после сна;
- внедрила в практику цикл коррекционных игр - упражнений направленных на исправление осанки и плоскостопия;
- систематизировала цикл релаксации с речевым сопровождением и цикл дыхательных гимнастик для детей дошкольного возраста;
- изготовила картотеки: пальчиковой гимнастики, массажа и самомассажа, подвижных игр, картотека комплексов по профилактике плоскостопия и картотеку комплексов направленных на формирование правильной осанки.
Коррекционно-оздоровительную работу с детьми стала осуществлять через различные виды специально организованной деятельности: утренняя гимнастика с коррегирующими элементами, гимнастика после дневного сна, физкультурно - оздоровительные занятия, занятия лечебной гимнастикой, фитбол - гимнастика, самостоятельная творческая деятельность детей (под контролем воспитателя), прогулки, оздоровительный бег, игровые занятия, закаливающие процедуры, дыхательные гимнастики, массаж и самомассаж…
Применяю различные способы организации детей на занятия: индивидуальные, малогрупповые (5-6 детей) и групповые.
Наиболее эффективными считаю индивидуальные и малогрупповые формы организации детей.
Основными наиболее приемлемыми направлениями системы физкультурно - коррекционных мероприятий в работе с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата, считаю:
— знакомство с основами здорового образа жизни и воспитание потребности в нем;
— удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
— осуществление коррекции имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата;
— формирование правильной осанки;
— укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы;
— развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок;
— обучение правильному дыханию.
Предметно-развивающая среда
Для полноценного физического развития детей, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды как в групповых комнатах, так и в спортивном зале. При проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий я широко использую разнообразный спортивно-игровой материал, стандартное и нестандартное оборудование (смотри приложение).
При проектировании предметно-игровой среды в спортивном зале, способствующей физическому развитию детей, учитываю следующие факторы:
— индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
— особенности развития;
— индивидуальные интересы и предпочтения в выборе двигательной деятельности;
— творческие способности и исследовательский интерес;
— возрастные и половые особенности.
Заметила, что при правильно подобранной и оформленной среде у ребенка появляется желание выполнять игровые действия, добиваться результата, мыслить и творить, возникает интерес к новым усилиям и достижениям, что позволяет более эффективно осуществлять коррекцию и компенсацию нарушений в развитии детей.
Коррекционно-оздоровительный цикл
Одним из звеньев системы считаю разработку цикла занятий с учетом направления коррекции. Цикл занятий, представляю в форме перспективного планирования для детей старшего дошкольного возраста, где образовательные задачи решаются в комплексе с коррекционными (смотри приложение) . Используемый набор методов и приемов позволяет обеспечить не только активное усвоение знаний детьми, но и даёт возможность скорректировать их физическое здоровье.
Основными задачами и направлениями общеукрепляющего воздействия и коррекции средствами физической культуры считаю:
- Обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка.
- Укрепление связочно-мышечного аппарата торса, рук и ног.
- Укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы.
- Формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки, обучение координации движений, умению расслаблять мышцы.
- Увеличение силовой выносливости мышц.
- Коррекция и компенсация нарушений физического развития.
- Повышение эмоционального тонуса.
- Улучшение вестибулярного аппарата.
- Замедление процесса развития заболевания.
- Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения во время занятий физической культурой, досугов, развлечений.
Двигательный режим является важнейшим оздоровительным и профилактическим средством. Двигательный режим включает обязательные мероприятия, такие как:
утренняя гимнастика;
Утренняя гимнастика - важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. Мой опыт работы показал, что детям нравится проведение утренней гимнастики в нетрадиционных формах (сюжетные, использование элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов, подвижных игр с разными уровнями подвижности).
В комплекс утренней гимнастики включаю разные виды ходьбы (на пятках, на носках...), бега (широким шагом, семенящим, с высоким подниманием бедра и др.), прыжков. Также в комплекс гимнастики включаю упражнения на дыхание по методике Стрельниковой ……..("Ежик", "Воздушный шар" и др.)
Лечебная гимнастика ;
Лечебной гимнастика способствует исправлению имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата, укреплению и повышению сопротивляемости организма к заболеваниям. Под влиянием коррекционных упражнений активизируется дыхание, кровообращение, обмен веществ, повышается устойчивость организма к нагрузкам.
3. Физкультурно-оздоровительные занятия ;
Занятия по физической культуре строятся по следующей схеме. Вначале даю различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия. Блок физических упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы, улучшение легочной вентиляции и укрепление основных дыхательных мышц, расслабление и снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. Оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, приемы релаксации, все это в комплексе позволяет повысить устойчивость организма ребенка к воздействию внешних факторов.
Разнообразно и занимательно проходят физкультурные занятия.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую различные типы занятий, разноображу их содержание.
Традиционное занятие - оно носит обучающий, смешанный и вариативный характер. Занятие обучающего характера использую при ознакомление с новым программным материалом. Занятие смешанного характера, при разучивание новых движений и совершенствовании освоенных ранее. Оно строиться главным образом на повторении пройденного материала. Занятие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале, но включает усложненные варианты двигательных заданий.
Тренировочное занятие. Оно включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцированные двигательные задания, направленные на развитие быстроты реакции, ловкости и выносливости.
Игровое занятие . Игровое занятие составляю на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов.
Сюжетно-игровое занятие - занятие строю на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий мир. Такое занятие включает разные задачи по развитию речи и ознакомлению с окружающим, а также по формированию элементарных математических представлений.
Занятие ритмической гимнастикой - занятие ритмической гимнастикой провожу под музыку с включением разных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Разучивание движений на таких занятиях не планирую, так как весь программный материал должен быть хорошо знаком детям.
Занятие по интересам - на занятиях по интересам детям представляю возможность самостоятельного выбора разнообразных движений с предлагаемыми предметами. Это способствует развитию двигательных способностей и творчества детей.
Комплексное занятие - Занятие комплексного характера направлено на синтез разных видов деятельности. Через движения могут решаться задачи по разным разделам программы: по математике, развитию речи, конструированию и т.д.
Контрольно-проверочное занятие - использую для определения количественной и качественной оценку результатов, достигнутых детьми в основных видах движений и в развитии физических качеств. Основная цель занятия - быстро выявить ошибки в технике выполнения движений и своевременно их устранить.
Занятие "Туризм " - занятие провожу на воздухе, в парке. На таком занятии в условиях естественного природного окружения дети закрепляют полученные ранее двигательные навыки и умения.
Коррекционное занятие состоит из трех частей. Вначале даю различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия. Далее несложные общеразвивающие и коррегирующие упражнения. В основную часть входят упражнения из положения: лежа на спине, на боку и на животе. Дозировка упражнений зависит от самочувствия детей, от медицинских показаний и от половой принадлежности в среднем 8-12 раз.
Заключительная часть состоит из упражнений на расслабление (релаксация), выполняется из И.П. лежа на спине.
4. Фитбол- гимнастика (гимнастика с большим мячом);
Фитбол - позволяет быстрее и эффективнее освоить разнообразные двигательные умения и комплексно развивать физические качества. Фитбол отличается особой уникальностью как тренажер, так как совмещает в себе компоненты, которые можно варьировать: упругость, вес и размер. Фитбол позволяет выполнять упражнения из разных исходных положений: сидя на фитболе, лежа на фитболе, лежа на фитболе на спине или животе, упражнения в движении, различные виды бросков и т.д.
Упражнения на фитболах классифицирую по целевой направленности занятия (см. Приложение)
В ходе инновационно - экспериментальной деятельности подобрала и адаптировала комплексы утренней гимнастики с учетом коррекции.
Упражнения, направленные на формирование правильной осанки, я распределила на три основные группы. (см. Приложение)
В утреннюю гимнастику с элементами коррекции включаю традиционный комплекс с упражнениями имитационного характера; с предметами и без них; игровые упражнения на развитие внимания, точности выполнения действий; оздоровительный бег и релаксация. Хорошими средствами формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений считаю — комплексы гимнастических упражнений с предметами (мяч, обруч, гимнастическая палка, мешочек с песком).
После дневного сна провожу с детьми коррекционно-оздоровительную гимнастику, самомассаж, упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета. Основная цель гимнастики — поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки. Начинается гимнастика после дневного сна с самомассажа, упражнений в постели, затем следуют упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Также даются упражнения на укрепление мышц брюшного пресса и формирование нормального свода стопы, комплексы, направленные на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации, оздоровительная ходьба по массажным и ребристым дорожкам, всё заканчивается игрой.
В основе профилактики и исправления нарушений осанки и плоскостопия лежит общая тренировка организма ребенка. Для этого специально разрабатываю коррекционные игры-упражнения : "Карусель", "Птица", "Маленький мостик", "Пингвины на льдинках" и многие другие, реализующие следующие задачи: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного корсета позвоночника и нижних конечностей, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы.
В процессе проведения подвижных игр и коррекционных упражнений добиваюсь тренировки навыков удержания головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбы (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Игры чередую с дыхательными упражнениями. В конце занятий использую релаксации с речевым или музыкальным сопровождением.
Широко использую комплексы дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой это единственная в мире гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физическую реакцию организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия. Использую на занятиях такие упражнения, как «Шумный ежик», «Накачивание шины», «Обними плечи», «Большой мячи» и другие.
Достичь желаемого результата невозможно без взаимодейстния с родителями. Поэтому все мероприятия, направленные на коррекцию и профилактику осанки и плоскостопия у детей, доводятся до сведения родителей. Разрабатываю комплексы коррекционно-оздоровительной гимнастики для занятий в домашних условиях. Родителей приглашаю на День открытых дверей. Результаты работы демонстрирую на открытых просмотрах занятий по физической культуре, физкультурных праздниках, олимпиадах, спортивных досугах. Разрабатываю памятки-рекомендации, оформляю папки-передвижки с консультациями по оздоровлению детей, с сентября 2008 года выпускаю родительскую газету "Здоровей-ка".
Для родителей предлагаю следующие памятки, например:
«Уважаемые родители! Для физического развития вашего ребенка и укрепления мышц, участвующих в формировании свода стоны, развития координации в пространстве, развития мыслительных процессов, закрепления цвета и формы, предлагаем вам оформить "Волшебные классики" на полу. Да, уважаемые взрослые, именно на полу. Дети в наше время чаще всего проводят свое свободное время в здании (дома, в детском саду, и школе). Но им хочется играть и прыгать, общаться и развиваться! "Волшебные классики" можно сделать из клейкой цветной пленки, скотча или нарисовать. Клейкая пленка может быть разных цветов, она влагоустойчива и легко моется. Потребуется ваша фантазия и ножницы. Выберите понравившиеся классики и смело оформляйте их на свободном пространстве пола. Вы вскоре увидите: дети начнут учить цвет, форму, буквы, цифры, а также правила игры!»
Я считаю, что единство с семьей по воспитанию здорового ребенка достигается в том случае, если цели и задачи хорошо понятны не только педагогам, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания и пропагандируют его.
Только системный подход к организации физкультурно-коррекционных мероприятий позволил мне эффективно осуществлять коррекцию нарушений в развитии детей.
Внедрение в практику работы физкультурно-коррекционных мероприятий данной системы, в которой присутствует обучение, воспитание и оздоровление, позволило достичь положительных результатов в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.
|