Оглавление сборника > аннотация
«Кто же он? Стало быть, подлец?» (Образ Чичикова)
Зайцева Юлия Борисовна
г. Северск Томской области
… Он все же подлец какой-то странный…
И. Золотусский
Целью данного урока является создание условий для понимания основных черт характера Чичикова как социально-психологического обобщения, а также вневременной сути «чичиковщины».
Задачи:
- показать показать идейно-композиционную роль образа Чичикова;
- поэтапно проследить формирование характера Чичикова;
- дать оценку образу Чичикова как социальному явлению;
- проследить судьбу «чичиковщины» сегодня.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, портрет Чичикова (худ. Кукрыниксы).
Ход урока:
I .
— Какое впечатление Чичиков сумел произвести на
чиновников города N ? (1гл.) (Умел всем понравится, обладал привлекательной внешностью, способен поддержать любую беседу, обходительнейший человек, имеет изысканные манеры и т.д.)
II .
-- В 11 главе Гоголь ставит вопрос перед читателями:
«Кто ж он? Стало быть, подлец?»
1). -- Давайте попытаемся ответить на этот вопрос.
Для этого обратимся к 11 главе и поработаем с текстом по плану (инд. задания):
План. (на доске)
- Детские годы Чичикова.
- Учеба в училище.
- Служба в казенной палате.
- Участие в строительной комиссии.
- Служба на таможне.
6. Изобретение нового способа обогащения.
(1) Детские годы Чичикова.
- Что рассказывает Гоголь о происхождении и
детстве Чичикова?
Какой совет получил он от отца, поступая в учи лище?
(2) Учеба в училище.
- Как воспользовался Чичиков советом отца?
Как прошли его школьные годы? (Он плохой товарищ, все делает ради выгоды, угождать учителям, эпизод с учителем свидетельствует о душевной подлости Чичикова.)
- -Всем!!!!
- Какую цель поставил перед собой Чичиков, вступая в жизнь? (Обогащение, поклонение копейке.)
Вывод: Уже в детстве и отрочестве сформировались у Чичикова такие качества характера как: способность достигнуть цели любой ценой, манера угождать, находить во всем выгоду для себя, душевная подлость и др.
-- Центральное место в биографии Чичикова занимает описание его служебной карьеры.
(3). Служба в казенной палате.
- С чего началось служебное поприще Чичикова?
- Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?
- Как удалось Чичикову расположить к себе повытчика?
( Служебная деятельность Чичикова началась с казенной палаты, куда он определился сра зу же после окончания училища. «Обхождение» повыт чика было первым и самым трудным препятствием, через которое ему удалось переступить. Как и в исто рии со старым учителем, когда Чичиков отказался ему помочь, оно убедило его в том, что успех в жизни мо жет быть достигнут тем скорее и легче, чем быстрее освободится человек от принципов морали, чести, по рядочности, сковывающих его, что эти принципы ме шают и вредят тем, кто твердо решился завоевать себе место под солнцем.)
***Мы видим, что те же качества, о которых говорили выше, не только не утратились, но и получили развитие.
(4.) Участие в строительной комиссии.
- Куда перешел Чичиков из казенной палаты?
- Чего достиг на новом месте?
- Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?
(Следующий этап служебной карьеры Чичикова — участие в комиссии по сооружению казенного здания. Оно принесло ему солидные приобретения, значитель но превысившие те доходы, которые имел он, занимая «хлебное местечко» в казенной палате. Но неожидан но в комиссию был назначен новый начальник, объявивший решительную войну взяточничеству и казно крадству. Правда, ему так и не удалось навести нужный порядок, потому что вскоре он оказался в руках еще больших мошенников, чем те, которых он разо гнал (выразительный штрих Гоголя, который подчер кивает, что искоренение общественных зол не зависит от доброй или злой воли начальника). Но Чичикову все же пришлось искать новое место. Катастрофа, раз разившаяся над ним, снесла почти до основания пло ды его «трудов», но не заставила отступить. )
(5.) Служба на таможне.
- Как складывалась его карьера в качестве таможен ного чиновника?
(Как и раньше, Чичиков начинает здесь с того, что втирается в доверие к начальст ву, проявив необычайную «расторопность, проницатель ность и прозорливость. В непродолжительное время не было от него житья контрабандистам». Усыпив, таким образом, бдительность окружающих, получив даже но вый чин, он снова переходит к мошенническим опера циям, и они принесли ему полумиллионное состояние.)
- Почему она закончилась крахом?
(Однако судьба подготовила новый удар: Чичиков не помирился со своим сообщником, и тот написал на него донос. И снова ему пришлось лишиться всего.)
Вывод: Следовательно, этапы служебной карьеры Чичи кова — это история его взлетов и падений, но при всем том она обнаруживает такие черты его характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неуто мимость и упорство, расчетливость, хитрость.
— Как реагировал Чичиков на все свои жизненные
неудачи и провалы?
(После каждой неудачи приходи лось начинать все заново, почти с нуля, однако это его не останавливало. Даже после катастрофы на тамож не, которая, казалось, могла «если не убить, то охла дить и усмирить навсегда человека», в нем не потухла непреодолимая страсть к приобретательству: «Он был в горе, досаде, роптал на весь свет, сердился на не справедливость судьбы, негодовал на несправедли вость людей и, однако же, не мог отказаться от но вых попыток...»)
(6.) Изобретение нового способа обогащения.
- Как возникла у него мысль о при обретении «мертвых душ»?
(В поисках новых барышей, будучи ничтожным поверенным, он и открыл возможность выгодных сделок с «мертвыми душами», когда хлопо тал о закладе имения разорившегося помещика в казну.)
III . -- «Вот весь на лицо герой наш, каков он есть!»
1). И мы возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока:
- «Кто ж он? Стало быть, подлец?»
- -Посмотрим, как Гоголь отвечает на этот вопрос (чтение текста).
--Автор пытается защитить Чичикова, называя его скорее хозяином, приобретателем, нежели подлецом. Но тут же отмечает что-то отталкивающее в этом характере. Гоголь оценивает героя неоднозначно, двойственно.
Обращение к эпиграфу.
2). Чтение стр.198
Гоголь говорит о том, что если бы он не поместил биографию героя, то многие читатели были бы довольны Чичиковым.
IV .
- Почему 11 главу Гоголь помещает в конце 1-го тома, а не в начале?
(Прошлое героя не связано с сюжетом, поэтому он выносит биографию за рамки сюжета. Биография Чичикова важна для мотивировки его поступков и черт характера.)
V .
Итог урока.
Образ Чичикова — громадное откры тие Гоголя в русской литературе. С развитием общественных отношений старый феодально-крепостнический строй стремительно рушился. Маниловы, Ноздрё вы, Плюшкины уже не в силах были управлять стра ной, государством и даже собственным хозяйством. Время позвало к жизни новых людей — энергичных, ловких приспособленцев, умеющих завоевать себе жизненное пространство, таких, как Павел Иванович Чичиков, образ которого представляет собою широ чайшее социально-психологическое обобщение, позво ляющее говорить не только о литературном герое, но и о чичиковщине, т. е. особой социально-психологиче ской практике довольно широкого круга людей. Чичи ковщина угрожает миру своей воинствующей, все возрастающей подлостью. Она несет с собою полное истребление человечности в самом широком смысле слова. Чичиковщина страшна тем, что прикрывается внешней благопристойностью и никогда не признается в своей подлости. Мир чичиковщины представляет со бой самый страшный, самый низкий, самый пошлый круг Руси «с одного боку», и потому им завершается первый том поэмы, охвативший все явления, которые заслуживали самого беспощадного сатирического осмеяния.
Гоголь задает вопрос читателям.
(«А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединенных бесед с самим собой, углубит во внутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»»)
- Как бы вы ответили на этот вопрос? (ответы уч-ся)
В-д: чичиковщина характерна и для современного общества, Чичиковы сегодня процветают, и вина всему - приобретение.
|