Оглавление сборника > Полный текст
Вода – основной химический и биологический компонент живого. Методическая разработка обобщающего урока (10 класс)
Сорокиной Ольги Николаевны,
школа №386, г.Санкт-Петербург
Тема урока : «Вода – основной химический и биологический компонент живого».
Цель урока: обобщение знаний по теме «Вода» на основе интеграции наук химии и биологии.
Задачи:
- - конкретизировать знания учащихся о химическом строении и биологическом значении воды;
- - сформировать потребность у учащихся бережного отношения к водным ресурсам;
- - выявить особенности и взаимосвязи химического и биологического при изучении темы «Вода».
Ход урока:
Учитель: 2003 год – это международный год воды. Воду образно называют кровью Земли. Фалес Милетский ( конец 7 – начало 6 века до н.э.) считал воду началом всех начал, тем, из чего возникают вещи и во что они в конце концов превращаются, сущностью всех вещей, которые являются не чем иным, как изменяющимися составляющими воды. Вода, по Фалесу, не только праматерь мира, но и его субстанция.
Капелька воды (ученик):
А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
Я вездесуща и легка,-
Я лед, я пот, я – облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
Когда мороз – Я застываю.
Я одно из самых распространенных веществ на Земле. (Слайд №2) Я обладаю уникальными свойствами. Свойства эти настолько важны для живых организмов, что нельзя представить жизнь без этого соединения водорода и кислорода. Вода стоит на первом месте среди веществ клетки. Вода важнейший компонент клетки не только по количеству. Ей принадлежит многообразная роль и в жизни клетки. Но сначала я приглашаю своих составляющих кислород и водород. (выходят 2 ученика играющие роль химических элементов).
Водород: Я – водород – на Земле я нахожусь в основном в связанном состоянии и вхожу в состав воды, самого распространенного на планете сложного вещества. Русское название водорода указывает, что он «рождает воду»; латинское «гидрогениум» означает то же самое.
Кислород: Кислород на Земле – самый распространённый элемент. В морях и океанах, в земных минералах, в живых организмах кислорода хоть отбавляй.
В молекуле воды атом кислорода присоединяет два атома водорода. Все мы лежим в одной плоскости. (Слайд №3) Угол между связями О-Н составляет 104, 5°. Это определяет многое. Прежде всего приводит к тому, что отрицательный заряд кислорода и положительный заряд водорода расположены как бы на разных концах молекулы, т.е. в целом электроотрицательная молекула воды имеет положительный и отрицательный полюса. (Слайд №4). Такие молекулы называются диполями.
Капелька воды: Нас капелек очень много, а вот как мы связываемся.
Помощник: (Слайд №5) Отрицательно заряженный атом кислорода одной молекулы воды притягивается к положительно заряженному атому водорода молекулы с образованием водородной связи . По прочности водородные связи, а 15-20 раз слабее ковалентной связи. Легко разрывается при испарении воды. Вследствие теплового движения молекул в воде одни водородные связи разрываются, другие образуются. Подвижность молекулы воды немаловажно для процесса обмена веществ.
Свойства воды (четыре ученика) Слайд №6)
1. Я уникальный растворитель для полярных веществ. К ним относятся ионные соединения, такие, как соли, у которых заряженные частицы (ионы) диссоциируют (отделяются друг от друга) В воде, когда вещество растворяется, а также некоторые неионные соединения, например сахара и простые спирты, в молекуле которых присутствуют заряженные группы.
Когда вещество переходит в раствор, его молекулы или ионы получают возможность двигаться более свободно и соответственно его реакционная способность возрастает. По этой причине в клетке большая часть химических реакций протекает в водных растворах.
2. Я обладаю большой теплоёмкостью, благодаря этому предохраняю клетку от резких изменений температуры. Такое свойство создает возможность разнополярного распределения теплот между тканями тела.
3. Я обеспечиваю перенос и выделение определенных веществ из клетки в клетку.
4. Я необходимый метаболит, т.е. участвую во многих обменных процессах. Вода используется, например, в качестве источника водорода в процессе фотосинтеза, а также участвует в реакциях гидролиза.
Царица Гидросфера: В связи с развитием промышленности, усиливается загрязнение моих владений. Это приводит к нарушению естественных процессов самоочищения водоемов, наносится ущерб моим обитателям. (Слайд №7) Основные источники загрязнения:
- Продукты гниения древесины при сплаве леса.
- Горюче-смазочные вещества морского и речного флота.
- Нефть, покрывающая одну четвертую поверхности Мирового океана, вследствие потери её при подводной добыче, перевозках, авариях.
- Отходы сельского хозяйства.
Царица Гидросфера - «Что за шум, что за спор?»
Выходят два ученика играющие роль гидрофобной и гидрофильной частиц(С табличками на груди «Соль», «Сахар», «Жир».
(все вместе). Гидросфера, мы все твои друзья, мы тебя все любим.
Царица Гидросфера: Нет, давайте вас всех расставим по своим местам! (Слайд №8)
Проведение опытов на растворимость соли, сахара, жира в воде.
Учитель: Сегодня на уроке прошла своеобразная презентация воды. Вы увидели её значимость, состав, свойства. В начале урока каждый из учеников получил презентационные листы (карточки-задания). Сейчас перед вами стоит задача заполнить эти листы, после заполнения которых каждый из вас получит соответствующую оценку.
Литература:
- Беляев «Общая биология» 10-11 класс Москва «Просвещение» 2002г.
- Красновидова С.С. Дидактические материалы по биологии 10-11 класс
- Богданова Т.Л. Общая биология
- Блохина О.Л. «Я иду на урок химии»
- Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор Биология Москва «Мир» 1996г.
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЛИСТ «ВОДА, ЕЁ СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ».
Завершите предложения, вписав вместо точек необходимые термины и понятия:
- А) – одно из самых распространённых веществ на земле, являющаяся основным компонентом общей массы живых организмов.
- Б) Молекула воды, несущая на одном конце положительный заряд, а на другом – отрицательный, называется…
- В) Связь между атомом кислорода одной молекулы воды и атомами водорода другой молекулы, называется …
2. Перечислите основные свойства воды:
3. Напишите определения следующих терминов:
- Гидрофильная частица – это
- Гидрофобная частица – это
Заполните таблицу:
Гидрофобные частицы |
Гидрофильные частицы |
|
|
|
|
|
|
Пользуясь таблицей растворимости, определите в виде каких нерастворимых солей можно удалить из сточных вод ионы:
А) Со 2+ ; Б) Рв 2+ ; В) Zn 2+
Напишите формулы соответствующих веществ.
Выберите правильный ответ:
- Вода обладает способностью растворять вещества, поскольку её молекулы:
- а) полярны;
- б) имеют малые размеры;
- в) содержат атомы, соединенные ионной связью;
- г) образуют между собой водородные связи.
7. Какое значение для жизнедеятельности клетки имеет такое свойство воды, как теплоемкость_____________________________________________________
____________________________________________________________________
8. Перечислите основные источники загрязнения воды_____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
9. Предложите свои способы охраны водных ресурсов_________________
___________________________________________________
|