Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Оглавление сборника >аннотация

Урок истории «Русско-турецкая война 1877- 1878 г .г.» в 8 классе

Боровкова Татьяна Геннадьевна
сош № 25 г. Балаково Саратовской области

Тип урока : формирование новых знаний.

Вид урока : урок – размышление.

Цель урока : создание условий для осмысления новой учебной информации о русско-турецкой войне 1877 – 1878 г.г.

Задачи:

  • изучить причины, ход, итоги войны; развивать умение рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма.

Оборудование урока.

  • Раздаточный материал./Листы №1, 2,3,4./
  • Карта «Русско – турецкая война 1877 -1878 г.г.»
  • Портреты, иллюстрации.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.

На данном этапе урока, на эмоциональном уровне происходит установление личностного контакта учителя с учениками, определяются учебные задачи урока и формулируется проблемный вопрос.

Учитель. 28 ноября 1887 года в Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в день 10-летия освобождения Плевны был открыт памятник-часовня. Скромная надпись на нем гласит: «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной. В память войны с Турцией 1877-1878 г.г.». Многие люди проходят мимо, ничего не зная ни о войне, ни о событиях под Плевной, ни о тех, в честь кого воздвигнут этот памятник.

Давно ушедшие люди с их страстями, помыслами и поступками, море их крови и слез, пестрые факты, широкие обобщения, разноречивые выводы – в этой бездне минувшего очень легко потеряться. Того, что было, больше никогда не будет. И потому кажется, что без всего этого можно обойтись, найдя радость в честном заработке на кусок хлеба.

Однако память – это ничем не заменимый хлеб насущный, без которого невозможно достойно, мужественно встретить будущее.

Наш разговор сегодня о русско-турецкой войне 1877-1878 г.г.

Мы должны рассмотреть причины, ход войны, ее итоги и ответить на вопрос: «Русско-турецкая война для России – победа или поражение?»

3. Актуализация знаний.

Цель этапа – актуализировать знания учащихся о причинах, побуждающих правительства вовлекать свои государства в войны.

Война это кровь, слезы, смерть, страдания людей.

-?- Почему же правительства втягивают свои государства в новые войны?

/Захват новых территорий предполагает материальную выгоду и воплощение корыстных интересов./

Наверное, многие из вас смотрели фильм «Турецкий гамбит» и, не зная истории войны, задавались вопросом: «Почему и зачем Россия сражается на территории Болгарии?». Сегодня в ходе урока мы ответим на него.

4. Изучение нового материала.

Этап формирования новых знаний о причинах, ходе, итогах войны. Новый материал представлен учащимся в форме лекции, которая сопровождалась демонстрацией наглядности, что способствовало усвоению нового материала.

В этой части урока учащиеся, прослушав рассказ о ходе военных действий русской армии, спрогнозировали возможный результат войны. Затем, сопоставив предложенные им документы, самостоятельно сделали выводы об итогах.

Учитель. В 70 г.г. 19 века болгары, боснийцы, герцеговинцы, частично сербы находились под властью Турции, которая более 400 лет угнетала эти народы, задерживая их развитие. /Показ территорий на карте. /

Перед вами лист № 1 . Прочтите информацию о событиях на Балканах

Лист № 1.

•  Летом 1875 года в Боснии и Герцеговине, весной 1876 года в Болгарии вспыхнули крупные восстания против турецкого ига.

•  Турки жестоко подавили восстания. Они жгли города и села, уничтожая восставших. Только в Болгарии турки вырезали более 30 тысяч человек, в их числе были женщины и дети.

•  «По всей Болгарии сейчас

Одно лишь слово есть у нас,

И стон один, и клич: Россия!»

Болгарский поэт Иван Вязов. Ноябрь 1876 года.

-?- 1. О каких событиях, происходящих на Балканах, вы прочли?

2. Сформулируйте одну из причин, побудившую Россию участвовать в войне.

/ Зависимость народов Балкан от Османской империи/

3. Какова цель участия России в данной войне?

/Цель. Оказать помощь народам Балканского полуострова./

Учитель. 5 тыс. волонтеров поехали сажаться на Балканы.

Общественность России стеной встала на защиту славян. Велась кампания сбора средств в помощь пострадавшим. Купец – миллионщик вносил тысячи рублей, вдовица полтинничек, гимназист – гривенник. Петербургский и Московский славянские комитеты собрали астрономическую по тем временам сумму 1,5 млн. рублей. На собранные деньги закупалось оружие, снаряжались полевые лазареты.

Указанная цель была не единственной: Россия имела и государственный интерес.

-? – Какую цель преследовало царское правительство в случае победы на Балканах? /Ответы учащихся./

/Цель. Усилить влияние России на политику в Балканском регионе./

-?- Зная цели войны и события, произошедшие накануне, слушая мой рассказ о ходе войны, спрогнозируйте ее возможный итог, для этого подберите факты, иллюстрирующие 1 и 2 утверждение в проблемном вопросе. Для работы используйте лист №

Лист № 2.

  • Захват крепостей на Кавказе.
  • Захват крепостей на Баланах.
  • Захват Шипкинского перевала.
  • Захват Тырново.
  • Осада Плевны.
  • Захват Плевны.
  • Переход через Балканский хребет.
  • Захват Филиппополя, Адрианополя, Сан – Стефано.

Учитель . 12 апреля 1877 г. Александр 2 подписал манифест о начале войны с Турцией. Численность действующей армии составляла 266 тысяч человек.

/На доску помещается круг, разделенный на сектора, позволяющий в ходе объяснения показать соотношение количества погибших воинов к количеству участников военных действий ./

Учитель . / Объяснение сопровождается работой с картой./ Военные действия развернулись на Балканах и в Закавказье. Кавказский фронт был второстепенным. Активных действий здесь не планировалось. Тем не менее, в самом начале войны на Кавказе русские войска пошли вперед и взяли одну за другой все турецкие крепости – Баязет, Карс, Ардаган.

Учитель . На Балканах русское командование планировало форсировать Дунай, стремительным наступлением перейти Балканы, захватить турецкую столицу Константинополь.

Задание учащимся . Необходимо было захватить следующие объекты.

  • Крепость Плевна - важный железнодорожный узел Болгарии.
  • Крупные крепости с гарнизонами - Русе, Шумен, Силистра, Варна
  • Наиболее удобный проход через Балканские горы – Шипкинский перевал.

В случае если армия сначала будет выполнять 1 задачу, то помощь осажденным в Плевне могут оказать гарнизоны 4 крепостей, а Шипкинский перевал будет укреплен турецкими войсками и окажется неприступным. Если – 2 задачу, то укреплены окажутся и крепость Плевна, и Шипкинский перевал. Если же армия двинется сразу на Шипку, то в тылу она оставит крупные силы противника, которые могут начать наступление.

Предположите, как будет действовать русская армия?

/Ответы уч-ся./

Учитель. Летом 1877 года русская армия успешно форсировала Дунай и устремилась на юг, рассредоточившись по всем 3 направлениям. 1 отряд осадил и в дальнейшем захватил крепости: Русе, Шумен, Силистру, Варну.

Передовой отряд под командованием генерала Гурко быстро занял древнюю столицу Болгарии Тырново. А затем захватил важный проход через Балканы – Шипкинский перевал. Дальнейшее наступление было прервано из-за недостатка сил. 8 августа Шипку стал штурмовать отряд Сулеймана – паши, рвущийся на север. Шипку обороняли 9, 5 тысяч русских солдат. Наступила зима. В горах стояли трескучие морозы. Метель сбивала с ног. Глубокий снег заносил дороги. Продовольствия не хватало. 4 месяца в невероятно трудных условиях, показывая чудеса мужества и выносливости, солдаты удерживали перевал, отбиваясь от противника, многократно превосходящего их численностью. Только замерзшими и обмороженными русские войска потеряли 9,5 тысяч человек. / Из круга убирается сектор - 9,5 тысяч человек/ и 6 полков болгарских ополченцев, под командованием генерала Столетова

Учитель . 3 отряд под командованием генерала Криднера осаждал крепость Плевну важный железнодорожный узел Болгарии. Одним из отрядов, штурмующих Плевну, руководил талантливый генерал Скобелев.

3 штурма, предпринятые 8, 18 июля и 30 августа, были неудачны. Русские несли крупные потери. Только во время 3 штурма под Плевной погибли 13 тысяч человек. Пришлось осадить крепость.

Руководил осадой герой Севастопольской обороны генерал Тотлебен. В конце ноября 1877 года турки вынуждены были сдаться. Всего под Плевной погибло 32 тысячи русских солдат. / Из круга убирается сектор – 32 тысячи/.

Русское командование решилось на переход через Балканский хребет. Это была самая трудная задача в истории войны. Русские солдаты с невероятными усилиями втаскивали на обледенелые кручи орудия, которые зачастую вместе с людьми и лошадьми срывались в пропасть. Генералу Гурко донесли, что на один из перевалов артиллерию даже на руках внести нельзя. Гурко приказал: «Втащить зубами!». И втащили.

В январе 1878 года армия перешла через Балканы, началось общее наступление. Турки были разбиты под Филиппополем, затем без боя оставили Адрианополь, русские войска вступили в Сан-Стефано. В этих боях русская армия потеряла примерно 8 тысяч солдат. / Из круга убирается сектор – 8 тысяч человек./

Путь на Константинополь был открыт. Над Турцией нависла угроза полного разгрома. Но Англия и Австро-Венгрия тотчас начали бряцать оружием, заявляя, что не позволят России захватить турецкую столицу. Англия ввела свой флот в Мраморное море, угрожая началом войны. Из Петербурга пришла телеграмма – не брать Константинополь. Война закончилась. В боях в ходе войны русская армия понесла большие потери. 50 тысяч человек – это количество погибших, 60 тысяч 60 тысяч человек умерло от ран, обморожений. Страшные цифры.

- ? – Какие факты позволяют нам говорить о победе русской армии? А какие факты заставляют нас в этом сомневаться? Во время ответа используйте записи, сделанные на листе № 2.

/Ответы учащихся./

Учитель . 19 февраля 1878 года в местечке Сан - Стефано был заключен мир. Рассмотрим его условия.

Лист № 3.

Сан - Стефанский договор

19 февраля 1878 года

1.Сербия, Румыния, Черногория получили независимость.

2. Болгария обрела статус фактически самостоятельного княжества, со своим правительством и войском.

3. Турция обязана выплатить России контрибуцию в размере 1410 млн. руб., а счет 2/3 этой суммы уступала на Кавказе Карс, Ардаган, Баязет и Батум, а также Южную Бессарабию.

-?- Были ли реализованы цели войны?

Учитель. Летом 1878 года состоялся Берлинский конгресс, также обсудивший итоги войны.

Лист №4.

Берлинский трактат

13 июня 1878 года

1.Подтверждена независимость Сербии, Румынии, Черногории. Территория Черногории уменьшена.

2.Болгария была расчленена на части, и лишь северная Болгария получила независимость.

3. Турция выплачивала России 300 млн. рублей контрибуции. Россия возвращала Турции Баязет

•  Что изменилось в содержании 2 договора?

•  Как вы думаете, почему Россия подписала Берлинский договор?

/Ответы учащихся./

Резюме учителя. Россия с истощенными финансами оказалась без союзников перед угрозой войны с коалицией. Также русская армия понесла большие потери.

Данный этап урока – подведение итогов. Обращение к проблемному вопросу помогло сформулировать основной итог войны. Обобщения, сделанные учащимися, позволили определить их позицию и сделать вывод.

-?- Рассмотрев ход войны, ее итог, к какому выводу вы пришли: « Война с Турцией – победа или поражение?» Проиллюстрируйте свой ответ фактами. При этом не забывайте о тех целях, которые ставила перед собой Россия.

/Ответы учащихся./

Учитель. Война 1877-1878 г.г. – одно из главных событий в истории Балканского полуострова. Она принесла радость победы и горечь поражения. Но освобождение христианских народов Юго-Восточной Европы было исторической миссией России, и эту миссию она выполнила. И произошло это благодаря простому русскому солдату, который проявил мужество и удивительную стойкость. В Болгарии и России построено немало памятников воинской славы. Среди них небольшая часовня на площади у Ильинских ворот «Гренадеры своим товарищам… В память войны с Турцией 1877-1878 г.г.». И если вам когда – нибудь придется увидеть этот памятник воинской славы, я надеюсь, вы вспомните и о той исторической миссии, которую Россия выполнила с честью, и о том, какой ценой была достигнута эта победа.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение