Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

к разделу тематические планы  

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Сложные случаи русской орфографии и пунктуации на примере художественных средств выразительности в тексте
(для учащихся 9 – 11 классов)

Автор программы

Борискина А.А., к.п.н.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЦО №1158, педагог-психолог

Пояснительная записка . Курс «Сложные случаи русской орфографии и пунктуации на примере художественных средств выразительности в тексте» рассчитан на учащихся 9 – 11 классов, желающих успешно подготовиться к экзамену по русскому языку в формате ГИА, ЕГЭ. Один из главных вопросов при разработке контрольных измерительных материалов, является вопрос о преемственности ЕГЭ и ГИА. Контрольные измерительные материалы позволяют определить уровень практической подготовки учащихся по предмету, оценить их умения и навыки грамотно писать (орфография), составлять предложения, выделять их основу, правильно расставлять знаки препинания (синтаксис и пунктуация); различать звуки речи (фонетика), определять части речи (морфология), понимать значение слов (лексика). Одно из сложных, но одновременно и интересных заданий – это задания творческого характера, задание на написание изложений, эссе, сочинений, поэтому параллельно с работой над грамотной речью и письмом, учащиеся будут учиться составлять предложения, тексты, писать сочинения, эссе, тренировать память, письменно пересказывая текст (изложение).

Цель курса : овладение учащимися 9 – 11 классов средствами художественной выразительности в тексте, подготовка к написанию эссе, сочинениям, изложениям в соответствии с современными требованиями, которые предъявляются к экзаменующимся по предмету «русский язык». Кроме того, в основу курса положено повторение наиболее сложных разделов орфографии и пунктуации. Задачи курса : учить учащихся выделять средства художественной выразительности в тексте (на примерах художественной литературы); учить писать сочинения различных жанров; обучить приёмам использования изобразительно-выразительных средств языка для создания художественного текста; повторить с учащимися наиболее сложные разделы орфографии и пунктуации. Организация занятий . Каждое занятие состоит из трёх частей: информационной, обучающей, экспериментально-творческой. Предлагаемый курс отличается практической направленностью, вмещает уроки-исследования, развивающие игры, круглые столы, творческие практикумы. Учащимся предлагается система коммуникативно-творческих работ с художественными и публицистическими текстами. Формы контроля: написание сочинения, эссе, обучающих диктантов, работа с тестовыми заданиями, выступление на конференции, зачёт. Критерии результативности : готовность учащихся к экзамену по русскому языку в формате ГИА, ЕГЭ.

 

Учебно-тематический план на 78 часов в год 

Тема

Количество часов

Вводное занятие – 2 часа

Функции языка. Русский язык в современном мире.

1 ч.

Мини-тест на проверку изученного материала в V – VIII классах.

1 ч.

Стилистика как один из разделов выразительности средств языка – 3 часа

Стилевые разновидности и лексическое богатство языка

1 ч.

Стилистически окрашенная лексика

1 ч.

Стили речи: разговорный, научный, деловой.

Практическое задание на определение стиля речи.

1 ч.

Орфография (систематизация правил) – 14 часов

Принципы русской орфографии

1 ч.

Орфограммы корня

 

Орфограммы приставок

1 ч.

Орфограммы гласных и согласных в любой части слова

1 ч.

Орфограммы сложных слов

1 ч.

Орфограммы существительных

1 ч.

Орфограммы прилагательных

Развитие речи: написание мини-изложения

1 ч.

Орфограммы числительных

1 ч.

Орфограммы глаголов

1 ч.

Орфограммы причастий и деепричастий

1 ч.

Орфограммы наречий

1 ч.

Орфограммы предлогов

1 ч.

Орфограммы союзов, частиц, междометий

1 ч.

Контрольная работа

1 ч.

Лексика – 28 часов

Синонимия как выразительное средство языка

1 ч.

Развитие речи (написание эссе)

1 ч.

Антонимы как выразительные средства языка

1 ч.

Развитие речи (лингвистическое сочинение)

1 ч.

Антитеза как выразительная фигура речи

1 ч.

Обучающий диктант

1 ч.

Метафора как изобразительно-выразительное средство языка

1 ч.

Сравнение как изобразительно-выразительное средство языка. Метафора и сравнение как исходные понятия.

1 ч.

Тестовое задание

1 ч.

Эпитет

1 ч.

Понятие тропа.

Практическое задание

1 ч.

Метонимия

1 ч.

Гипербола и литота – образные выражения, обозначающие непомерное преувеличение или преуменьшение предмета.

1 ч.

Ирония. Значение тропа и использование его в тексте.

1 ч.

Развитие речи (лингвистическое сочинение)

1 ч.

Аллегория (иносказание).

Практическое задание на нахождение иносказания в предложенных учителем баснях

1ч.

Олицетворение

1 ч.

Фигуры речи, как синтаксически разнообразные способы построения предложений и текстов.

1 ч.

Развитие речи: написание изложения

1 ч.

Анафора и эпифора

1 ч.

Синтаксический параллелизм

1 ч.

Антитеза

1 ч.

Развитие речи: написание этюда

1 ч.

Градация и инверсия

1 ч.

Развитие речи: написание этюда

1 ч.

Умолчание как способ эмоционального и взволнованного воздействия на читателя.

Обучающий диктант.

1 ч.

Риторический вопрос и обращение.

1 ч.

Обобщение и повторение по разделу «Лексика».

Тестовое задание

1 ч.

Морфология – 4 часа

Систематизация знаний по теме «Морфология», полученных в V – VIII классах

Тестовое задание

1 ч.

Причастие и причастные обороты, как средства книжного характера высказывания

Развитие речи: написание изложения

1 ч.

Деепричастие и деепричастные обороты, как особенность и средство выразительности в публицистической и художественной литературе.

1 ч.

Контрольная работа по теме «Морфология»

1 ч.

Синтаксис – 17 часа

Систематизация знаний по теме «Синтаксис», полученных в V – VIII классах

 

1 ч.

Знаки препинания между частями сложного предложения

1 ч.

Знаки препинания между частями сложного предложения

Тестовое задание

1 ч.

Сложные синтаксические конструкции

1 ч.

Сложные синтаксические конструкции

Обучающий диктант

1 ч.

Способы оформления прямой речи, цитат, вводных конструкций

1 ч.

Роль вводных слов при определении основного содержания текста, отношение автора к высказываемому.

1 ч.

Развитие речи: Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.

1 ч.

Развитие речи: Позиция автора и способы её выражения

1 ч.

Развитие речи: Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции

Практическое задание

1 ч.

Однородные члены предложения. Роль действительного изобразительного средства (динамика действий, разнообразные свойства того или иного предмета, явления, с помощью которых рисуются детали общей картины).

1 ч.

Развитие речи : Логические приёмы мышления.

Аргументированное изложение высказывания на заданную учителем тему

1 ч.

Местоименная часть между предложениями.

1 ч.

Как правильно понять исходный текст.

Развитие речи: изложение.

1 ч.

Контрольная работа

1 ч.

Развитие речи: Формулировка основной проблемы текста.

1 ч.

Развитие речи: Комментируем основную проблему текста.

Изложение

1 ч.

Комплексная тренировка по подготовке к тестированию в формате (ГИА для 9 классов; ЕГЭ для 11 классов) – 14 часов

Особенности новой версии КИМ. Инструкция по заполнению бланков ответов при выполнении экзаменационной работе

Тестовое задание

1 ч.

Тренировочный вариант 1 экзаменационной работы

4 ч.

Консультации, индивидуальные занятия

4 ч.

Тренировочный вариант 2 экзаменационной работы

4 ч.

Обобщение и повторение пройденного курса

Зачёт

1 ч.

  к началу страницы

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение