к разделу тематические планы
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Сложные случаи русской орфографии и пунктуации на примере художественных средств выразительности в тексте (для учащихся 9 – 11 классов)
Автор программы
Борискина А.А., к.п.н.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЦО №1158, педагог-психолог
Пояснительная записка . Курс «Сложные случаи русской орфографии и пунктуации на примере художественных средств выразительности в тексте» рассчитан на учащихся 9 – 11 классов, желающих успешно подготовиться к экзамену по русскому языку в формате ГИА, ЕГЭ. Один из главных вопросов при разработке контрольных измерительных материалов, является вопрос о преемственности ЕГЭ и ГИА. Контрольные измерительные материалы позволяют определить уровень практической подготовки учащихся по предмету, оценить их умения и навыки грамотно писать (орфография), составлять предложения, выделять их основу, правильно расставлять знаки препинания (синтаксис и пунктуация); различать звуки речи (фонетика), определять части речи (морфология), понимать значение слов (лексика). Одно из сложных, но одновременно и интересных заданий – это задания творческого характера, задание на написание изложений, эссе, сочинений, поэтому параллельно с работой над грамотной речью и письмом, учащиеся будут учиться составлять предложения, тексты, писать сочинения, эссе, тренировать память, письменно пересказывая текст (изложение).
Цель курса : овладение учащимися 9 – 11 классов средствами художественной выразительности в тексте, подготовка к написанию эссе, сочинениям, изложениям в соответствии с современными требованиями, которые предъявляются к экзаменующимся по предмету «русский язык». Кроме того, в основу курса положено повторение наиболее сложных разделов орфографии и пунктуации. Задачи курса : учить учащихся выделять средства художественной выразительности в тексте (на примерах художественной литературы); учить писать сочинения различных жанров; обучить приёмам использования изобразительно-выразительных средств языка для создания художественного текста; повторить с учащимися наиболее сложные разделы орфографии и пунктуации. Организация занятий . Каждое занятие состоит из трёх частей: информационной, обучающей, экспериментально-творческой. Предлагаемый курс отличается практической направленностью, вмещает уроки-исследования, развивающие игры, круглые столы, творческие практикумы. Учащимся предлагается система коммуникативно-творческих работ с художественными и публицистическими текстами. Формы контроля: написание сочинения, эссе, обучающих диктантов, работа с тестовыми заданиями, выступление на конференции, зачёт. Критерии результативности : готовность учащихся к экзамену по русскому языку в формате ГИА, ЕГЭ.
Учебно-тематический план на 78 часов в год
Тема |
Количество часов |
Вводное занятие – 2 часа |
Функции языка. Русский язык в современном мире. |
1 ч. |
Мини-тест на проверку изученного материала в V – VIII классах. |
1 ч. |
Стилистика как один из разделов выразительности средств языка – 3 часа |
Стилевые разновидности и лексическое богатство языка |
1 ч. |
Стилистически окрашенная лексика |
1 ч. |
Стили речи: разговорный, научный, деловой.
Практическое задание на определение стиля речи. |
1 ч. |
Орфография (систематизация правил) – 14 часов |
Принципы русской орфографии |
1 ч. |
Орфограммы корня |
|
Орфограммы приставок |
1 ч. |
Орфограммы гласных и согласных в любой части слова |
1 ч. |
Орфограммы сложных слов |
1 ч. |
Орфограммы существительных |
1 ч. |
Орфограммы прилагательных
Развитие речи: написание мини-изложения |
1 ч. |
Орфограммы числительных |
1 ч. |
Орфограммы глаголов |
1 ч. |
Орфограммы причастий и деепричастий |
1 ч. |
Орфограммы наречий |
1 ч. |
Орфограммы предлогов |
1 ч. |
Орфограммы союзов, частиц, междометий |
1 ч. |
Контрольная работа |
1 ч. |
Лексика – 28 часов |
Синонимия как выразительное средство языка |
1 ч. |
Развитие речи (написание эссе) |
1 ч. |
Антонимы как выразительные средства языка |
1 ч. |
Развитие речи (лингвистическое сочинение) |
1 ч. |
Антитеза как выразительная фигура речи |
1 ч. |
Обучающий диктант |
1 ч. |
Метафора как изобразительно-выразительное средство языка |
1 ч. |
Сравнение как изобразительно-выразительное средство языка. Метафора и сравнение как исходные понятия. |
1 ч. |
Тестовое задание |
1 ч. |
Эпитет |
1 ч. |
Понятие тропа.
Практическое задание |
1 ч. |
Метонимия |
1 ч. |
Гипербола и литота – образные выражения, обозначающие непомерное преувеличение или преуменьшение предмета. |
1 ч. |
Ирония. Значение тропа и использование его в тексте. |
1 ч. |
Развитие речи (лингвистическое сочинение) |
1 ч. |
Аллегория (иносказание).
Практическое задание на нахождение иносказания в предложенных учителем баснях |
1ч. |
Олицетворение |
1 ч. |
Фигуры речи, как синтаксически разнообразные способы построения предложений и текстов. |
1 ч. |
Развитие речи: написание изложения |
1 ч. |
Анафора и эпифора |
1 ч. |
Синтаксический параллелизм |
1 ч. |
Антитеза |
1 ч. |
Развитие речи: написание этюда |
1 ч. |
Градация и инверсия |
1 ч. |
Развитие речи: написание этюда |
1 ч. |
Умолчание как способ эмоционального и взволнованного воздействия на читателя.
Обучающий диктант. |
1 ч. |
Риторический вопрос и обращение. |
1 ч. |
Обобщение и повторение по разделу «Лексика».
Тестовое задание |
1 ч. |
Морфология – 4 часа |
Систематизация знаний по теме «Морфология», полученных в V – VIII классах
Тестовое задание |
1 ч. |
Причастие и причастные обороты, как средства книжного характера высказывания
Развитие речи: написание изложения |
1 ч. |
Деепричастие и деепричастные обороты, как особенность и средство выразительности в публицистической и художественной литературе. |
1 ч. |
Контрольная работа по теме «Морфология» |
1 ч. |
Синтаксис – 17 часа |
Систематизация знаний по теме «Синтаксис», полученных в V – VIII классах
|
1 ч. |
Знаки препинания между частями сложного предложения |
1 ч. |
Знаки препинания между частями сложного предложения
Тестовое задание |
1 ч. |
Сложные синтаксические конструкции |
1 ч. |
Сложные синтаксические конструкции
Обучающий диктант |
1 ч. |
Способы оформления прямой речи, цитат, вводных конструкций |
1 ч. |
Роль вводных слов при определении основного содержания текста, отношение автора к высказываемому. |
1 ч. |
Развитие речи: Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. |
1 ч. |
Развитие речи: Позиция автора и способы её выражения |
1 ч. |
Развитие речи: Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции
Практическое задание |
1 ч. |
Однородные члены предложения. Роль действительного изобразительного средства (динамика действий, разнообразные свойства того или иного предмета, явления, с помощью которых рисуются детали общей картины). |
1 ч. |
Развитие речи : Логические приёмы мышления.
Аргументированное изложение высказывания на заданную учителем тему |
1 ч. |
Местоименная часть между предложениями. |
1 ч. |
Как правильно понять исходный текст.
Развитие речи: изложение. |
1 ч. |
Контрольная работа |
1 ч. |
Развитие речи: Формулировка основной проблемы текста. |
1 ч. |
Развитие речи: Комментируем основную проблему текста.
Изложение |
1 ч. |
Комплексная тренировка по подготовке к тестированию в формате (ГИА для 9 классов; ЕГЭ для 11 классов) – 14 часов |
Особенности новой версии КИМ. Инструкция по заполнению бланков ответов при выполнении экзаменационной работе
Тестовое задание |
1 ч. |
Тренировочный вариант 1 экзаменационной работы |
4 ч. |
Консультации, индивидуальные занятия |
4 ч. |
Тренировочный вариант 2 экзаменационной работы |
4 ч. |
Обобщение и повторение пройденного курса
Зачёт |
1 ч. |
к началу страницы
|