Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

к разделу тематические планы  

Программа по дополнительному образованию детей «Церковнославянский язык для всех»

Автор программы

Борискина А.А., к.п.н.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЦО №1158, педагог-психолог

 

Направленность: культурологическая

Срок реализации 4 года

Возраст учащихся

  • 1год (начальная школа, 1- 4 классы) -6-10 лет
  • 2 год (основная школа, 5-7 классы) - 10-13 лет
  • 3 год (основная школа , 8 – 9 классы) – 14 – 15 лет
  • 4 год (старшая школа, 10 – 11 классы) – 15 – 17 лет

 

Паспорт

ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

«ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЯ ЯЗЫК ДЛЯ ВСЕХ»

Срок реализации 4 года. Возраст детей: 6 - 17 лет

1 год «Церковнославянский язык и уроки орнамента» - 38 часов в год (1 час в неделю)

2 год «Церковнославянский язык и Древнерусская литература»- 38 часа в год(1 час в неделю)

3 год «Церковнославянский язык и введение в иконопись»- 38 часа в год(1 час в неделю)

4 год «Церковнославянский язык и история языкознания» – 38 часов в год(1 час в неделю)

Направленность: культурологическая

Содержание

  • Пояснительная записка
  • Учебно-тематический план первого года обучения
  • Содержание первого года обучения
  • Учебно-тематический план второго года обучения
  • Содержание второго года обучения
  • Учебно-тематический план третьего года обучения
  • Содержание третьего года обучения
  • Учебно-тематический план четвертого года обучения
  • Содержание четвертого года обучения
  • Методическое обеспечение
  • Рекомендуемая литература

Пояснительная записка

Актуальность. В современной педагогике усиливается роль нравственного воспитания в образовательной сфере. Через предметную область в учащихся формируется нравственная позиция к интеллектуальному и физическому труду, а также отношения к Родине (уроки истории), к окружающему миру (уроки биологии и географии), к физическому здоровью (уроки физической культуры), к себе, другим людям (уроки русского языка и литературы). Уроки русского языка и литературы – особая область, так как русский язык, это не только транслятор культурных ценностей народа, но и посредник в межкультурном и межэтническом общении. Художественная литература есть духовная сфера нравственной культуры народа, поскольку именно через нее людям передавались понятия о добре и зле, долге и чести, верности и любви. Русский язык неразрывно связан с церковнославянским языком, а русская классическая литература с Древнерусской литературой. Однако современный русский язык может нести и добро и зло, поскольку слово может и унизить и возвысить, и погубить и спасти. Церковнославянский язык несет в себе только добро, изменяя само мышление человека, оживотворяя его душу.

Новизна. Программа рассчитана на учащихся начальной, средней и старшей школы. Ее блоки: «Церковнославянский язык и уроки орнамента», «Церковнославянский язык и Древнерусская литература», «Церковнославянский язык и введение в иконопись», «Церковнославянский язык и история языкознания» взаимосвязаны и взаимообусловлены, но не зависят друг от друга, т.е. курс можно пройти в течение одного года и ограничиться этим, а можно на протяжении всех четырех лет. Каждому году соответствует свой уровень: 1 год – начальный уровень, второй и третий – основной уровень и четвертый – углубленный уровень. По окончании четвертого года мы предлагаем сдать тест и получить соответствующий документ о прохождении курса (свидетельство, диплом).

Для того чтобы уроки были наиболее увлекательны для детей, в разработанной программе, мы использовали межпредметные связи. Из названия блоков, видно, что мы связали изучение церковнославянского языка с изобразительным искусством, литературой, историей языкознания. Не случаен выбор образовательных предметов по возрастам. Когда у ребенка формируется мелкая моторика, мы предлагаем разнообразить изучение церковнославянского языка уроками орнамента (рисованием, лепкой). В 5 – 7 классах младшие подростки начинают знакомство с Древнерусской литературой, Библией (общеобразовательная программа). Часов, отведенных на изучение Библии и Древнерусской литературы явно не достаточно, уникальные памятники Древнерусской литературы часто остаются не прочитанными, не понятыми, возникает определенная брешь в гуманитарном знании, что мешает в дальнейшем понять и русскую классическую литературу. В 8 – 9 классах подростки начинают искать свое место в жизни, с этой возрастной группой связаны проблемы самоопределения. Возможно, что изучение церковнославянского языка и первых уроков иконописи помогут подростку выбрать профессию (иконописец, искусствовед). Один из сложных блоков «Церковнославянский язык и теория языкознания» рассчитан на старших школьников, юношей и девушек, которые через год-два закончат школу. Им предстоит сдать выпускной экзамен в общеобразовательной школе и вступительный экзамен в вуз, сейчас это чаще всего один экзамен (ЕГЭ). Поэтому последний блок полностью посвящен языку, его истории, сравнительному анализу, и рассчитан на мотивированных учащихся. Программа не перегружена количеством часов, а рассчитана на один академический час в неделю. Конечно, одного часа в неделю для изучения церковнославянского языка, как и любого другого, явно не достаточно. Этот недостаток, мы планируем компенсировать за счет индивидуальных консультаций и проектных работ учеников, научно-практических и научно-творческих конференций, экскурсионных мероприятий, церковного хорового пения, организацией семинаров и встреч со специалистами в изучаемой области.

Общая цель. Формирование нравственной позиции учащихся к церковнославянскому языку, как национальному достоянию и явлению духовной культуры славянских народов.

Цель и задачи первого года. Нравственное воспитание учащихся начальной школы через изучение церковнославянского языка.

Познакомить детей с церковнославянскими буквами; научить читать короткие тексты на церковнославянском языке; подобрать тексты, способствующие нравственному воспитанию (в соответствии с возрастом детей); научить детей отличать орнамент от других видов изобразительного творчества.

Цель и задачи второго года. Нравственное воспитание учащихся средствами церковнославянского языка и древнерусской литературы.

Выучить с учащимися церковнославянские буквы; научить читать на церковнославянском языке; ввести подростков в основы грамматики церковнославянского языка; поднимать перед младшими подростками проблемные вопросы при изучении древнерусской литературы.

Цель и задачи третьего года. Формирование нравственной позиции подростков к истории и культуре своей страны через освоение церковнославянского языка и иконописи (теоретический курс).

Выучить с учащимися церковнославянские буквы, познакомиться с цифирью; изучать грамматику церковнославянского языка; научить читать на церковнославянском языке; ввести подростков в основы религиозной живописи (иконопись, фреска, мозаика); познакомить с надписями на иконах; научить снимать кальки с икон; дать основы рисунка (рисование горок, растений, орнамента и др.).

Цель и задачи четвертого года. Формирование межкультурной коммуникации старших школьников через углубленное изучение языка (церковнославянский язык, современный русский язык, современная языковая картина мира).

Изучать церковнославянский язык (чтение, грамматика); организовать углубленное изучение русского языка (сопровождение исследовательских и проектных работ учащихся); организовать проблемное изучение церковнославянского языка в духовной культуре славянских народов.

Организация занятий. Занятия с младшими школьниками проводится с двумя перерывами на отдых. Если в занятиях предусмотрены подвижные виды деятельности (соревнования, перемещения с мест, игровые приемы) перерывы не обязательны. Занятия с учащимися основной школы проводится с одним перерывом на отдых. Если в занятии предусмотрены физкультурные паузы и смена деятельности, перерыв не обязателен. В занятиях со старшими школьниками перерыв не предусмотрен, но предусмотрена смена деятельности и личностно-ориентированный подход в организации работы учащихся.

Форма контроля. Самостоятельные и контрольные работы; собеседование; зачетная система; техника чтения (чтение и понимание текста на церковнославянском языке); проектные работы, исследования (рефераты) и их защита; зарисовки, презентация творческих работ, участие в научно-практических и научно-творческих конференциях, публикации.

 

Учебно-тематический план первого года обучения

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК И УРОКИ ОРНАМЕНТА

1. Церковнославянская азбука – 12 ч.

Раздел, темы

Т

П

Всего

1.1.

Знакомство с пособиями, по которым будем работать. Общие сведения о церковнославянском языке. Глаголица и кириллица.

Церковнославянская азбука.

Что такое орнамент.

30м.

30м.

1ч.

1.2.

Святые братья Кирилл и Мефодий. Церковнославянская азбука.

Орнамент в букве.

30 мин.

30 мин.

1ч.

1.3.

Церковнославянская азбука, ее трудности.

Орнамент в букве.

30 мин.

30 мин.

1ч.

1.4.

Церковнославянская и русская азбуки.

Орнамент в букве.

30 мин.

30 мин.

1ч.

1.5.

Церковнославянская азбука и чтение по слогам.

Орнамент в букве.

-

1ч.

1ч.

1.6.

Церковнославянская азбука и чтение по слогам.

Орнамент в букве.

-

1ч.

1ч.

1.7.

Церковнославянская азбука и чтение по слогам. Просмотр фильма о святых Кирилле и Мефодии.

-

-

1ч.

1ч.

1.8.

Церковнославянская азбука и чтение по слогам.

Орнамент в букве.

 

1ч.

1ч.

1.9.

Выездное мероприятие. Посещение международного центра славянской культуры и письменности в Москве.

-

-

-

1ч.

1.10.

Подготовка к контрольной работе.

-

30 мин.

30 мин.

1ч.

1.11.

Контрольная работа.

-

-

1ч.

1ч.

1.12.

Анализ контрольной работы.

-

30 мин.

30 мин.

1ч.

2. Чтение по-церковнославянски – 15 ч.

2.1.

Как читать по-церковнославянски. Чтение слов.

Орнамент в букве.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.2.

Как читать по-церковнославянски. Чтение слов.

Орнамент в церковной живописи.

-

1ч.

1ч.

2.3.

Надстрочные знаки.

Орнамент в церковной живописи.

30

мин.

30 мин.

1ч.

2.4.

Надстрочные знаки.

Орнамент в церковной живописи.

-

1ч.

1ч.

2.5.

Ударение.

Орнамент в церковной живописи.

30 мин.

 

1ч.

2.6.

Виды ударений.

Орнамент в церковной живописи.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.7.

Придыхание.

Орнамент в церковной живописи.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.8.

Выездное мероприятие. Посещение Третьяковской галереи. Зал древнерусского искусства.

-

 

 

1ч.

2.9.

Обобщение.

-

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.10.

Повторение.

-

-

1ч.

1ч.

2.11.

Контрольная работа.

-

-

1ч.

1ч.

2.12.

Анализ контрольной работы.

-

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.13.

Обобщение и повторение.

Орнамент в церковной живописи.

-

1ч.

1ч.

2.14.

Обобщение и повторение.

-

-

1ч.

1ч.

2.15.

Конкурс «Буква в орнаменте».

Конкурс «Буква в орнаменте».

-

1ч.

1ч.

3. Лексический минимум – 11 ч.

3.1.

Чтение, работа с церковнославянским словарем.

Орнамент в костюме.

30 мин.

30 мин.

1ч.

3.2.

Чтение, работа с церковнославянским словарем.

Орнамент в костюме.

 

1ч.

1ч.

3.3.

Чтение, работа с церковнославянским словарем.

Орнамент в костюме.

 

1ч.

1ч.

3.4.

Чтение, работа с церковнославянским словарем.

Орнамент в мировой художественной культуре.

 

1ч.

1ч.

3.5.

Выездное мероприятие. Посещение музея игрушек в Сергиевом Посаде. Посещение Троицкой Сергиевой Лавры, ЦАК (церковно-археологического кабинета).

 

-

-

1ч.

3.6.

Подготовка к тестированию.

-

30 мин.

30 мин.

1ч.

3.7.

Тест «Как я знаю церковнославянскую азбуку».

-

 

1ч.

1ч.

3.8.

Повторение и обобщение.

-

30 мин.

30 мин.

1ч.

3.9.

Контрольная работа.

-

 

1ч.

1ч.

3.10.

Анализ контрольной работы.

-

30 мин.

30 мин.

1ч.

3.11.

Подведение итогов.

Орнамент в мировой художественной культуре.

30 мин.

30 мин.

1ч.

 

 

Содержание первого года обучения

1.Церковнославянская азбука

Познавательно-практический блок. Важнейшие свойства церковнославянского языка – его связь с Русской Православной Церковью. Где мы можем услышать церковнославянский язык. Зачем нужно изучать церковнославянский язык. Как создавалась церковнославянская азбука, ее историческое значение в жизни народа. Святые братья Кирилл и Мефодий. Церковнославянская азбука и алфавит современного русского языка. Название церковнославянских букв. Трудности церковнославянской азбуки. Упражнения в чтении слогов и слов. Художественно-эстетический блок. Орнамент в букве. Уроки рисования.

 

2. Чтение по-церковнославянски

Познавательно-практический блок. Правила чтения. Ударение. Виды ударений. Придыхание. Титла. Изображение чисел. Однозначные числа. Числа первого десятка. Тематика литературного чтения (читаем и обсуждаем, учимся анализировать текст): молитвы, Псалтырь. Заповеди Закона Божьего, детский катехизис, детские тексты (притча о лисице и журавле, и змее и человеке и др.), пословицы и поговорки. Развитие речи. Художественно-эстетический блок. Орнамент в букве. Орнамент в церковной живописи. Уроки рисования.

3. Лексический минимум

Познавательно-практический блок. Детское чтение и обсуждение. Развитие речи. Освоение лексического минимума церковнославянского языка. Ангел в значении Божьего вестника и в значении падшего ангела (отличие на письме), вскоре, тотчас, агнец, личное местоимение «я», хваление Господа, истинно, верно, счастливый, получающий благодать, ближний, так как, воин, брение, красота, красноречие, горний, гость, гиена, Держава, долг, достойно и др. Художественно-эстетический блок. Орнамент в костюме. Орнамент в мировой художественной культуре. Проектные и исследовательские работы.

Учебно-тематический план второго года обучения

ЦЕРКОНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК И ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Повторение. Введение в церковнославянскую азбуку – 10 ч.

Раздел, темы

Т

П

Всего

1.1.

Церковнославянская азбука.

Особенности древнерусской литературы и основные этапы ее развития.

30м.

30м.

1ч.

1.2.

Трудности церковнославянской азбуки.

История текста древнерусских литературных памятников. Жанровая система древнерусской литературы.

30м.

30м.

1ч.

1.3.

Чтение по-церковнославянски.

Слово о законе и благодати Иллариона Киевского.

30м.

30м.

1ч.

1.4.

Надстрочные знаки.

Древнерусское летописание XII – XV веков. Повесть временных лет.

30м.

30м.

1ч.

1.5.

Надстрочные знаки.

Повесть временных лет. Церковь и просвещение. Выбор веры.

30м.

30м.

1ч.

1.6.

Надстрочные знаки.

Повесть временных лет. Крещение и просвещение Руси.

30м.

30м.

1ч.

1.7.

Изображение чисел в церковнославянской графике. Десятки и сотни.

Повесть временных лет. Церковь и просвещение. Славянские просветители Константин и Мефодий.

30м.

30м.

1ч.

1.8.

Изображение чисел в церковнославянской графике. Многозначные числа.

Проблема взаимодействия литературы и устного народного творчества (на материале «Повесть временных лет).

30м.

30м.

1ч.

1.9.

Контрольная работа.

Фольклорное и литературное начало в рассказах «Повести временных лет».

1ч.

1ч.

1ч.

1.10.

Анализ контрольной работы.

Жанр «жития» в литературе Киевской Руси.

30м.

30м.

1ч.

2. Имя существительное – 11 ч.

2.1.

Грамматические свойства имени существительного.

Национальное своеобразие русской агиографии. Святые Борис и Глеб.

30м.

30м.

1ч.

2.2.

Изменение имен существительных по падежам.

Творческое задание на дом: подготовить доклад о своем святом покровителе, выяснить значение имени.

30м.

30м.

1ч.

2.3.

Типы склонения имен существительных.

Доклады детей о святом, чье имя они носят.

30м.

30м.

1ч.

2.4.

Первое склонение.

Житие преподобного Феодосия Печерского.

30м.

30м.

1ч.

2.5.

Второе склонение.

Слово о полку Игореве в историко-литературном контексте эпохи.

30м.

30м.

1ч.

2.6.

Третье склонение.

Женские образы в древнерусской литературе. Слово о полку Игореве. Плач Ярославны.

 

30м.

30м.

1ч.

2.7.

Четвертое склонение.

Доклады детей о святом, чье имя они носят.

30м.

30м.

1ч.

2.8.

Повторение.

Великий князь Владимир Мономах.

30м.

30м.

1ч.

2.9.

Контрольная работа.

-

30м.

30м.

1ч.

2.10.

Анализ контрольной работы.

«Моление» Даниила Заточника.

30м.

30м.

1ч.

2.11 .

Выездное мероприятие. Посещение музея-заповедника Коломенское.

-

-

-

1ч.

3. Местоимение – 10 ч.

3.1.

Местоимение и его значение.

Святой благоверный князь Александр Невский.

30м.

30м.

1ч.

3.2.

Разряды местоимений.

Повести о монголо-татарском нашествии.

30м.

30м.

1ч.

3.3.

Личные местоимения. Личные местоимения 1-го и 2-го лица.

Объединение Руси. Житие Сергия Радонежского.

30м.

30м.

1ч.

3.4.

Склонение личных местоимений и возвратного местоимения себе.

Объединение Руси. Житие Дмитрия Донского.

30м.

30м.

1ч.

3.5.

Склонение личных местоимений во множественном числе.

Житие Андрея Рублева. Троица Андрея Рублева.

30м.

30м.

1ч.

3.6.

Склонение личных местоимений в двойственном числе.

Повесть о святых Петре и Февронии.

30м.

30м.

1ч.

3.7.

Личные местоимения третьего лица.

Домострой.

30м.

30м.

1ч.

3.8.

Склонение личного местоимения третьего лица.

Спасение по «Домострою».

30м.

30м.

1ч.

3.9.

Повторение.

Теория «Москва – 3-й Рим».

30м.

30м.

1ч.

3.10.

Контрольная работа.

-

 

1ч.

1ч.

4. Имя прилагательное – 3 ч.

4.1.

Анализ контрольной работы. Грамматические свойства имени прилагательного.

Москва – 3-й Рим: от эсхатологии к политике. Святой князь Даниил Московский.

30м.

30м.

1ч.

4.2.

Склонение кратких имен прилагательных

Подготовка проектов к научно-практической конференции «Церковнославянский язык и Древнерусская литература».

30м.

30м.

1ч.

4.3.

Склонение полных имен прилагательных

Подготовка проектов к научно-практической конференции «Церковнославянский язык и Древнерусская литература».

30м.

30м.

1ч.

5. Глагол – 3 ч.

5.1.

Грамматические свойства глагола. Личные окончания глагола в настоящем времени.

Подготовка проектов к научно-практической конференции «Церковнославянский язык и Древнерусская литература».

30м.

30м.

1ч.

5.2.

Глагол в настоящем и простом будущем времени. Спряжение глагола в настоящем и простом будущем времени.

Внеклассная работа: НПК по древнерусской литературе.

 

1ч.

1ч.

5.3.

Повторение пройденного материала.

-

30м.

30м.

 

6. Обобщение и повторение пройденного курса – 1 ч.

6.1.

Научно-практический семинар «Введение в морфологию церковнославянского языка».

-

-

1ч.

1ч.

Содержание второго года обучения

Повторение. Введение в церковнославянскую азбуку

Познавательно-практический блок. Церковнославянская азбука. Церковнославянская цифирь. Правила чтения. Чтение на церковнославянском языке. Художественно-литературный блок . Древнерусская литература. Особенности древнерусской литературы. Причины предпосылки возникновения Древней Руси. Литературные связи Руси с Византией. Исторические предпосылки и условия возникновения на Руси летописания. Иларион Киевский «Слово и законе и Благодати». Жанр жития. Различные типы агиографических сборников. Минеи, прологи, патерики.

Имя существительное

Познавательно-практический блок. Грамматические свойства имени существительного. Изменений имен существительных по падежам. Склонение имен существительных. Чередование согласных при склонении имен существительных. Художественно-литературный блок . Взаимодействие фольклорного и литературного начала в рассказах «Повести временных лет». Причины обращения летописцев к фольклору и различные уровни Защитники Святой Руси. Женские образы в древнерусской литературе. Великий князь Владимир Мономах. «Моление» Даниила Заточника.

Местоимение

Познавательно-практический блок. Местоимение и его значение. Разряды местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Художественно-литературный блок . Объединение Святой Руси. Объединение Святой Руси. Святой преподобный Сергий Радонежский. Святые благоверные князья: Александр Невский, Дмитрий Донской, Даниил Московский. Спасение по «Домострою». Иконописцы Святой Руси. Святой преподобный Андрей Рублев. «Троица» Андрей Рублева. Повесть о святых Петре и Февронии. Москва – 3-й Рим: от эсхатологии к политике.

Имя прилагательное

Познавательно-практический блок. Грамматические свойства имени прилагательного. Склонение кратких имен прилагательных. Склонение полных имен прилагательных. Художественно-литературный блок . Москва – 3-й Рим: от эсхатологии к политике. Святой князь Даниил Московский. Человек в литературе Древней Руси. Культура Древней Руси. Взаимосвязи древнерусского церковного искусства.

Глагол

Познавательно-практический блок. Грамматические свойства глагола. Личные окончания глагола в настоящем времени. Глагол в настоящем и простом будущем времени. Спряжение глагола в настоящем и простом будущем времени. Художественно-литературный блок . Научно-практическая конференция. Защита проектных и исследовательских работ.

Обобщение и повторение пройденного курса

Научно-практический семинар. Введение в морфологию церковнославянского языка. Сравнительное языкознание.

 

Учебно-тематический план третьего года обучения

ЦЕРКОНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК И ВВЕДЕНИЕ В ИКОНОПИСЬ

1. Церковнославянский алфавит – 3 ч.

Раздел, темы

Т

П

Всего

1.1.

Церковнославянская азбука.

Богословие иконы.

30м.

30м.

1ч.

1.2.

Как читать по-церковнославянски.

Кого изображают на иконах.

30м.

30м.

1ч.

1.3.

Как читать по-церковнославянски

Типы святости.

30м.

30м.

1ч.

2. Лексика - 4 ч.

2.1.

Слова церковнославянского языка, их происхождение и значение.

Церковные предания. Самая первая икона. Спас Нерукотворный.

30м.

30м.

1ч.

2.2.

Изменение значений церковнославянских слов в русском языке.

Первый иконописец апостол и евангелист Лука. Икона Божьей Матери «Владимирская». Иконографический тип – умиление.

30м.

30м.

1ч.

2.3.

Звуковые особенности церковнославянских слов.

Копирование (калька, тушь).

30м.

30м.

 

2.4.

Выездное мероприятие. Посещение храма при Третьяковской галереи, где хранится икона Божьей Матери «Владимирская».

-

-

-

1ч.

3. Морфология – 24 ч.

3.1.

Существительное - 4ч.

Повторение. Грамматические свойства имени существительного.

•  Склонение имен существительных.

•  Домашняя контрольная работа.

 

Орнаменты и надписи на иконе. Копирование (тушь, калька). Рисунок (бумага, акварель, гуашь).

1ч.

3ч.

4ч.

3.2.

Местоимение - 2ч.

Повторение. Местоимение и его значение.

Разряды местоимений.

Склонение местоимений.

Домашняя контрольная работа.

Горки, растения, звери в иконе. Копирование (тушь, калька). Рисунок (бумага, акварель, гуашь).

1ч.

1ч.

2ч.

3.3.

Прилагательное – 4ч.

•  Повторение. Грамматические свойства имени прилагательного.

•  Склонение кратких имен прилагательных.

•  Склонение полных имен прилагательных.

•  Степени сравнения имен прилагательных.

•  Домашняя контрольная работа.

Горки, растения, звери в иконе. Копирование (тушь, калька). Рисунок (бумага, акварель, гуашь).

1ч.

3ч.

4ч.

3.4.

Числительное – 4ч.

Имя числительное и его значение.

Склонение количественных числительных.

Склонение порядковых числительных.

Контрольная работа.

Горки, растения, звери в иконе. Копирование (тушь, калька). Рисунок (бумага, акварель, гуашь).

1ч.

3ч.

4ч.

3.5.

Наречие – 1ч.

Наречие и его значение.

Иконы Византии. Иконы Древней Руси.

30м.

30м.

1ч.

3.6.

Глагол – 5 ч.

Грамматические свойства глагола.

Глагол в настоящем и простом будущем времени.

Глаголы архаического спряжения.

Контрольная работа.

Иконографические образы Спасителя.

1ч.

4ч.

5ч.

3.7.

Причастие – 4 ч.

•  Грамматическое свойство причастия.

•  Действительное причастие.

•  Страдательное причастие.

•  Причастия в русском языке.

Иконографические образы Божьей Матери.

1ч.

3ч.

4ч.

4. Синтаксис – 5 ч.

4.1.

Простое предложение – 2 ч.

•  Простое предложение. Подлежащее и сказуемое.

•  Простое предложение. Второстепенные члены предложения.

О Святых иконописцах. Творчества святого преподобного Андрея Рублева. «Троица» Андрея Рублева.

1ч.

1ч.

2ч.

4.2.

Сложное предложение – 3 ч.

•  Сложносочиненное предложение.

•  Сложноподчиненное предложение.

•  Повторение.

Сергий Радонежский, Андрей Рублев, Дмитрий Донской.

1ч.

2ч.

3ч.

5. Обобщение. Повторение – 2 ч.

5.1.

Выставка творческих работ.

-

-

1ч.

1ч.

5.2.

Научно-практическая гуманитарная конференция.

-

-

1ч.

1ч.

Содержание третьего года обучения

Церковнославянский алфавит

Познавательно-практический блок. Церковнославянская азбука. Трудности церковнославянской азбуки. Употребление и произношение букв. Художественно-эстетический блок. Богословие иконы («Библия в красках»). Типы святости. Изображение святых на иконе. Подписи на иконе. Первая икона. Первый иконописец. Иконографические типы. Иконография Божьей Матери «Владимирская». Копирование (калька, тушь).

Лексика

Познавательно-практический блок. Слова церковнославянского языка, их происхождение и значение. Изменение значений церковнославянских слов в русском языке. Звуковые особенности церковнославянских слов. Художественно-эстетический блок. Орнаменты и надписи на иконе. Копирование (тушь, калька). Рисунок (бумага, акварель, гуашь).

Морфология

Познавательно-практический блок. Существительное. Местоимение. Прилагательное, Глагол. Причастие. Наречие. Числительное. Грамматические особенности. Сходство и отличие от морфологии современного русского языка. Художественно-эстетический блок. Орнаменты и надписи на иконе. Горки, растения, звери в иконе. Горки, растения, звери в иконе. Копирование (тушь, калька). Рисунок (бумага, акварель, гуашь).

Синтаксис

Познавательно-практический блок. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Художественно-эстетический блок. О Святых иконописцах. Творчества святого преподобного Андрея Рублева. «Троица» Андрея Рублева. Сергий Радонежский, Андрей Рублев, Дмитрий Донской. Копирование (тушь, калька). Рисунок (бумага, акварель, гуашь).

Повторение

Обобщение и повторение пройденного материала. Выставка творческих работ. Научно-практическая гуманитарная конференция.

Учебно-тематический план четвертого года обучения

ЦЕРКОНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК И ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Этимология – 4 ч.

Раздел, темы

 

Т

П

Всего

1.1.

Церковнославянская азбука.

Введение в языкознание. Языкознание как наука. Древние языки.

30 мин.

30 мин.

1ч.

1.2.

О звуках в церковнославянском языке.

Введение в языкознание. Генеалогическая классификация языков.

30 мин.

30 мин.

1ч.

1.3.

Состав слова.

Введение в языкознание. Язык и речь.

30 мин.

30 мин.

1ч.

1.4.

Виды слов по значению. Формы слов. Самостоятельная работа.

Введение в языкознание. Система языка. Персоналии.

30 мин.

30 мин.

1ч.

 

2. Части речи –

2.1.

Имя существительное. Род имен существительных склонение имен существительных.

Язык и наука о языке. Род имен существительных и склонение имен существительных в современном русском языке.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.2.

Имя существительное. Орфографические особенности падежей.

Научное понятие языка.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.3.

Имя существительное. Образцы склонений.

Домашняя контрольная работа.

Школьные курсы языков и литературы.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.4.

Местоимение. Склонение местоимений.

Культура как предмет гуманитарной науки.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.5.

Имя прилагательное. Образование имен прилагательных.

Слово – предмет филологии.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.6.

Склонение имен прилагательных.

Язык и речь.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.7.

Степени сравнения имен прилагательных. Домашняя контрольная работа.

Понятие знака.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.8.

Имя числительное. Склонение числительных.

Речевая деятельность.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.9.

Особенности сочетания с существительными сложных числительных.

Устная речь.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.10.

Глагол. Переходные и непереходные глаголы. Залоги глагола.

Письменная речь.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.11.

Виды глагола.

Устная речь.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.12.

Наклонение и время.

Акт коммуникации.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.13.

Спряжения глаголов.

Акт коммуникации.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.14.

Аорист.

Сравнительное языкознание.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.15.

Имперфект.

Сравнительное языкознание.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.16.

Перфект.

Жизнь языка. Сравнительное языкознание.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.17.

Плюсквамперфект.

Жизнь языка. Сравнительное языкознание.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.18.

Обобщение и повторение. Тестирование домашнее.

Персоналии. Сравнительное языкознание.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.19.

Наречие.

Персоналии. Сравнительное языкознание.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.20.

Предлог.

Сравнительное языкознание.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.21.

Союз.

Сравнительное языкознание.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.22.

Междометие.

Сравнительное языкознание.

30 мин.

30 мин.

1ч.

2.23.

Интернет – марафон для школ Москвы, в которых изучается церковнославянский язык.

-

-

1ч.

1ч.

3. Синтаксис – 11 ч.

3.1.

Предложение. Виды связи в предложении.

Введение в межкультурную коммуникацию. Ситуации межкультурного общения.

30 мин.

30 мин.

1ч.

3.2.

Словосочетание.

Введение в межкультурную коммуникацию. Проблемы взаимодействия и взаимовлияния культур. Византия и Древняя Русь. Современная Греция и Современная Россия.

30 мин.

30 мин.

1ч.

3.3.

Выездное мероприятие. Посещение Греческого культурного центра.

Введение в межкультурную коммуникацию. Межкультурная компетенция.

-

-

1ч.

3.4.

Сочинение на тему: «Слово – основная единица языка» (свободная интерпретация темы).

Введение в межкультурную коммуникацию. Коммуникация, культура, язык.

15 мин.

45 мин.

1ч.

3.5.

Простое предложение. Члены предложения.

Парадоксы межкультурного общения.

30 мин.

30 мин.

1ч.

3.6.

Сложное предложение.

Пути оптимизации межкультурного общения.

30 мин.

30 мин.

1ч.

3.7.

Сложносочиненное предложение.

Персоналии. Межкультурная компетенция. Понимание как цель межкультурной коммуникации.

30 мин.

30 мин.

1ч.

3.8.

Сложноподчиненное предложение.

Коммуникация, культура и язык. Сопоставительный анализ в церковнославянской и русской лингвокультуре.

30 мин.

30 мин.

1ч.

3.9.

Сложные предложения усложненного типа. Знаки препинания в сложном предложении.

Роль языка в освоении действительности.

 

30 мин.

30 мин.

1ч.

3.10.

Прямая и косвенная речь.

Роль языка в освоении действительности.

 

30 мин.

30 мин.

1ч.

3.11.

Гуманитарная научно-творческая конференция. Защита проектов.

-

 

1ч.

1ч.

 

Содержание четвертого года обучения

Этимология

Этимология. Церковнославянский алфавит. Цифровое значение букв. Надстрочные знаки. Чередования в русском и церковнославянском языках. Знаки препинания. О звуках. Разделение звуков. Сочетание согласных с гласными. Употребление больших букв. Чередование гласных. Изменение согласных. Смягчение согласных. Изменение согласных. Выпадение согласных. Звуковые особенности церковнославянского языка. Состав слов. Формы слов. Введение в языкознание . Языкознание (лингвистика) как наука. Древние языки. Для чего люди изучают древние языки. Церковнославянский язык – богослужебный язык Русской Православной Церкви. Генеалогическая классификация языков. Система языка. Морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, лексическая система церковнославянского и русского языка. История языкознания. Персоналии.

Части речи

Части речи. Имя существительное . Род имен существительных. Склонение имен существительных. Местоимение. Образование местоимений. Склонение местоимений. Имя прилагательное. Образование имен прилагательных. Склонение имен прилагательных О звательном падеже имен прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Сравнительная степень имен прилагательных. Имя числительное. Склонение числительных. Краткие и дробные числительные. Глагол. Глаголы переходные и непереходные. Виды глагола. Наклонения и времена. Спряжение глаголов. Времена. Аорист. Имперфект. Перфект. Причастия. Склонения причастий. Глаголы архаического спряжения. Наречие. Правописание наречий. Предлог. Союз. Междометие. Введение в языкознание . Язык и наука о языке. Научное понятие языка. Школьные курсы языков и литературы. Культура как предмет гуманитарной науки. Слово – предмет филологии. Язык и речь. Понятие знака. Речевая деятельность. Акт коммуникации. Устная дописьменная речь. Письменная речь. Сравнительное языкознание. Жизнь языка. Персоналии.

Синтаксис

Синтаксис. Предложение. Виды связи в предложении. Словосочетание. Простое предложение. Члены предложения. Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Соединительное сочинение. Повелительное сочинение. Разделительное сочинение. Причинное сочинение. Сложноподчиненное предложение. Предложение придаточное – подлежащее. Предложение придаточное - сказуемое. Предложение придаточное определительное. Предложение придаточное дополнительное. Придаточные предложения времени, места, причины, цели, следствия, образности и др. Введение в межкультурную коммуникацию. Проблемы взаимодействия и взаимовлияния культур. Ситуации межкультурного общения. Парадоксы межкультурного общения. Пути оптимизации межкультурного общения. Персоналии. Межкультурная компетенция. Понимание как цель межкультурной коммуникации. Коммуникация, культура и язык. Сопоставительный анализ в церковнославянской и русской лингвокультуре. Роль языка в освоении действительности.

Методическое обеспечение

Учебные пособия

•  А.А. Плетнева, А.Г. Кравецкий. Церковнославянский язык. М., 2001.

•  А.И. Изотов. Старославянский и церковнославянский языки в средней школе. М., 1992.

•  И.В. Силантьев. Литература Древней Руси: Рабочая тетрадь для 6 класса общнобр. Учреждений. М., 1999.

•  Иеромонах Алипий (Гаманович) Грамматика церковнославянского языка. Киев, 2008.

•  Н.В. Шалыгина. Церковнославянский язык. Рабочая тетрадь. М., 2008.

•  Прописи. Церковнославянский язык и уроки орнамента.

•  Славянский церковный букварь. Издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2003.

•  Т. Миронова. Церковнославянский язык. М., 2007.

Аудиозаписи

Компакт диск: История монастырей и храмов России. Донской монастырь. Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских Духовной академии и семинарии под управлением архимандрита Матфея (Мормыля).- М.: РПЦ, 2002г. Тел. (095)973-71-01. Музыка отдыха и размышлений (компакт диск)/ Русский сезон-1999. Песни православного воинства (компакт диск).-2001г. Рождественский праздничный триптих в 2-х аудио кассетах.- Контактный телефон: (254)753-63. Музыкальный компакт- диск «Алфавит».

 

Видеофильмы

Боголюбивое воинство: А.Суворов, Ф. Ушаков; Святая Русь: Князь Владимир, Андрей Рублев (Студия «Неофит»). Москва, 2002 г . Телефон редакции: (095) 236-54-19. Видеоиздание « Православие на Святой Земле (9 фильмов). - РДМ в Иерусалиме Московского Патриархата. Восхождение к истоку. (5 фильмов). Благотворительный фонд развития образования «Синергия».-(095) 760-96-97. Дионисий. Фильм-лауреат Государственной Премии России за 2003 год в области литературы и искусства. Древнерусская икона (Видеостудия «Кварт»). Москва (095)157-57-03. Православный видео календарь (2 кассеты по 80 минут; содержит несколько коротких фильмов). Автор проекта Е.Козлова.- ПТФ «Сейприс». Русская голгофа. Автор сценария и режиссер В.Рыжко. Контактные телефоны: (095) 299-60-50, 126-56-85. Святочные рассказы. Программа мультфильмов.

Иллюстративный материал, наглядные пособия

И.В. Кривко, Е.В. Макарова. Комплект наглядных пособий для занятий по церковнославянскому языку. Красуйся и ликуй, Церковь Русская! Троицкий храм. Нижегородской епархии. И.В. Бугаева, Т.А. Левшенко. Церковнославянский язык. Учебные грамматические таблицы.

 

Рекомендуемая литература

•  В.В. Кусков. История древней русской литературы. М., 1982.

•  Д.С. Лихачев. Земля родная М., 1983.

•  Д.С. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

•  Е. Филякова, В. Меньшов. Русская письменность. М., 2002.

•  Н. Майорова. Литература Древней Руси. М., 2005.

•  Ю. Крутогоров. Крещение Руси. Владимир Красно Солнышко. М., 2004.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение