Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

к разделу тематические планы  

Программа по развитию речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста на основе сказкотерапии

«Приключение двух маленьких обезьянок Рики и Тива»

Автор программы

Борискина А.А., к.п.н.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЦО №1158, педагог-психолог

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Возраст и продолжительность занятий :

1 год обучения – 3 – 4 года (15 минут)

2 год обучения – 4 – 5 лет (15 – 20 минут)

3 год обучения – 5 – 6 лет (20 – 25 минут)

Рекомендованный состав группы: 5 – 10 человек

Всего 26 занятий в год для группы (1 занятие в неделю)

Срок реализации: 3 года

 

Пояснительная записка

Актуальность . Многие родители жалуются на то, что ребёнок неуправляемый, агрессивный, тревожный, не умеет сосредоточиться. Происходит это по многим причинам: это и агрессивная окружающая среда, и нервные расстройства, стрессы, и потеря смысла жизни. Ребёнку важно понять он значим и нужен в своей семье, что у него есть настоящее и будущее, которое он сможет преобразовывать. Сказка способствует обретению смысла жизни. Сказка говорит с малышом на понятном ему языке, умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение. Сказка способна помочь понять самого себя, свои желания и эмоции. Наконец, сказка дает ребенку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого

Новизна . Программа по развитию речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста на основе сказкотерапии «Приключение двух маленьких обезьянок Рики и Тива» (авторская обучающая сказка) – это программа раннего развития ребёнка, которая позволяет интегрировать занятия по развитию речи с другими необходимыми для дошкольников знаниями (ознакомление с окружающим и социальной действительностью, первичными математическими представлениями и др.). Кроме того, программа, основанная на сказкотерапии, позволяет педагогу-психологу воспитывать в ребенке бережное и чуткое отношение к миру. Сказка учит ребенка учиться, познавать себя самого и окружающий его мир.

Цель: развитие речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Задачи :

•  Обогащать словарный запас дошкольника.

•  Формировать у детей навыки логического обоснования ответов и выводов (в соответствии с возрастом ребёнка).

•  Работать над общей культурой речи ребёнка (интонация, дикция, темп).

•  Формировать коммуникативные навыки дошкольника.

 Планирование занятий

1 год обучения

Тема

Комментарии

1

Обогащение словарного запаса ребёнка с помощью описания предметов

Взрослый знакомит детей со сказочными персонажами Рики и Тивом.

2

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: животное (дикие). Голоса животных.

Работа над звуками: помоги Рики и Тиву найти своих друзей. Имитация голосов животных. Дикие животные: зебра, обезьяна, слон, жираф, белка.

3

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: животное (дикие). Голоса животных.

Работа над звуками: помоги Рики и Тиву найти своих друзей. Имитация голосов животных.

4

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: животное (дикие). Голоса животных.

Работа над звуками: помоги Рики и Тиву найти своих друзей. Имитация голосов животных. Дикие животные: волк, заяц, лиса, тигр, бегемот.

5

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: животное (домашние). Голоса животных.

Работа над звуками: помоги Рики и Тиви найти своих друзей. Имитация голосов животных. Домашние животные: кошка, коза, овца, собака.

6

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: животное (домашние). Голоса животных.

Работа над звуками: помоги Рики и Тиву найти своих друзей. Имитация голосов животных. Домашние животные: корова, поросёнок.

7

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: животное (домашние). Голоса животных.

Работа над звуками: помоги Рики и Тиву найти своих друзей. Имитация голосов животных. Дидактическая игра: «Какие животные дикие, какие домашние?»

8

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: явления природы. Звуки природы

Как нужно одеться Рики и Тиву, собираясь на улицу.

Имитация звуков природы. Явления природы: лето, молния, солнце, жара, ветер, вьюга.

9

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: явления природы. Звуки природы

Как нужно одеться Рики и Тиву, собираясь на улицу.

Имитация звуков природы. Явления природы: град, снег, дождь, осень.

10

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: явления природы. Звуки природы

Как нужно одеться Рики и Тиву, собираясь на улицу.

Имитация звуков природы. Явления природы: зима, весна, оттепель, холодно, тепло, прохладно, жарко.

11

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: транспорт. Звуки окружающего мира.

Расскажите Рики и Тиву о том, какие предметы в мире нас окружают. Имитация звуков окружающего мира. Транспорт: трамвай, автобус, электричка.

12

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: транспорт. Звуки окружающего мира.

Расскажите Рики и Тиву о том, какие предметы в мире нас окружают. Имитация звуков окружающего мира. Транспорт: самолёт, мотоцикл, пароход.

13

Объединение смысловых групп по признакам (большой – маленький, старше – младше).

Кто больше Рики или Тив? Кто старше Рики или Тив? Почему мы так думаем? Упражнение на различение предметов (большой – маленький, старше – младше).

14

Объединение смысловых групп по признакам (большой – маленький, старше – младше).

Кто больше Рики или Тив? Кто старше Рики или Тив? Почему мы так думаем? Упражнение на различение предметов (большой – маленький, старше – младше).

15

Объединение смысловых групп по признакам (большой – маленький, старше – младше).

Кто больше Рики или Тив? Кто старше Рики или Тив? Почему мы так думаем? Упражнение на различение предметов (большой – маленький, старше – младше).

16

Объединение смысловых групп по цвету.

Какого цвета одежда на Рики? Какого цвета одежда на Тиве? Какие цвета бывают? Игра «Разбейся на пары по цвету», «Какого цвета поймана рыба?» и др. методические игры.

17

Объединение смысловых групп по цвету.

Какие цвета бывают. Радуга. Нарисуй радугу для Рики и Тива.

18

Объединение смысловых групп по цвету.

Какие цвета бывают. Дидактические игры «Какого цвета платье на девочке», «Покажи мне цвет, который я назвала».

19

Объединение смысловых групп по форме.

Расскажи Рики и Тиву о том, какие формы бывают. Формы: квадрат, круг, овал, (круглый, квадратный, овальный).

20

Объединение смысловых групп по форме.

Помоги Рики и Тиву нарисовать дом.

21

Объединение смысловых групп по форме.

Помоги Рики и Тиву построить дом.

22

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: птицы (домашние)

Рики и Тиву интересно узнать, каких птиц это голоса? Имитация голосов птиц. Домашние птицы: курица, петух, утка, индюк, гусь.

23

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: птицы (дикие)

Покажи Рики и Тиву где какие птицы.

Дикие птицы: журавль, дятел, сова, соловей, синица, орёл

24

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: игрушки

Поиграй с Рики и Тивом. Игрушки: кукла, мячик, барабан, пирамида.

25

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: игрушки

Поиграй с Рики и Тивом. Игрушки: воздушный шарик, мишка, неваляшка, машинка.

26

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: игрушки

Сделай игрушку своими руками.

 

2 год обучения

Тема

Комментарии

1

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: деревья

Рики и Тив идут в детскую школу для зверят. Помоги им выучить урок.

Деревья: берёза, рябина, тополь, сосна, кедр, рябина.

2

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: деревья

Учим стихи о деревьях вместе с Рики и Тивом.

3

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: цветы

Рики и Тив запутались, забыли названия цветов. Цветы: роза, ромашка, тюльпан, ландыш, одуванчик, василёк, нарцисс.

4

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: цветы

Тив нечаянно испортил рисунок Рики, она плачеи. Успокой Рики, нарисуй ей рисунок.

Рисуем цветы, учим стихи о цветах.

5

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: овощи

Объясни Рики и Тиву какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно варить.

Овощи: картофель, свёкла, помидор, огурец, морковь, репа, капуста.

6

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: овощи

Готовим обед, чтобы накормить Рики и Тива.

7

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: фрукты

Какой фрукт – любимое лакомство Рики и Тива? Фрукты: виноград, яблоко, ананас, абрикос, слива, банан, груша, лимон, вишня.

8

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: фрукты

Готовим праздничный стол для Рики и Тива.

9

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: ягоды

Идём собирать ягоды вместе с Рики и Тивом. Ягоды: земляника, малина, ежевика, брусника, рябина.

10

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: ягоды

Поиграй с Рики и Тивом в игру «Угадай».

11

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: грибы

Идём собирать грибы вместе с Рики и Тивом. Грибы: лисички, рыжик, белый, подосиновик.

12

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: грибы

Аппликация «Гриб». Грибы: маслёнок, сыроежка, подберёзовик, груздь, опенок, мухомор.

13

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: явления природы

Учим вместе с Рики и Тивом стихи о явлениях природы.

14

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: явления природы

Учим вместе с Рики и Тивом стихи о явлениях природы.

15

Названия признаков предметов (имена прилагательные)

Учимся вместе с Рики и Тивом различать предметы по форме и размеру.

16

Названия признаков предметов (имена прилагательные)

Учимся вместе с Рики и Тивом различать предметы по цвету.

17

Названия признаков предметов (имена прилагательные)

Учимся вместе с Рики и Тивом различать предметы по вкусу.

18

Названия признаков предметов (имена прилагательные)

Расскажите Рики и Тиву из чего сделаны предметы (показать предметы).

19

Названия действий (глаголы)

Расскажите Рики и Тиву о действиях людей.

20

Названия действий (глаголы)

Расскажите Рики и Тиву кто из животных ходит?

21

Названия действий (глаголы)

Расскажите Рики и Тиву кто из животных летает?

22

Названия действий (глаголы)

Расскажите Рики и Тиву кто из животных бегает?

23

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: одежда

Помоги Рики и Тиву одеться. Одежда: сарафан, брюки, носки, юбка, шляпа.

24

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: одежда

Помоги Рики и Тиву одеться. Одежда: халат, свитер, платье, шорты.

25

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: обувь

Помоги Рики и Тиву обуться. Обувь: ботинки, тапочки, кроссовки.

26

Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: обувь

Помоги Рики и Тиву обуться. Обувь: туфли, сапоги, кеды, валенки.

 

3 год обучения

Тема

Комментарии

1

Названия признаков предметов (прилагательные)

Учимся вместе с Рики и Тивом составлять предложения.

2

Названия признаков предметов (прилагательные)

Учимся вместе с Рики и Тивом составлять предложения.

3

Названия действий (глаголы)

Учимся вместе с Рики и Тивом составлять предложения.

4

Названия действий (глаголы)

Придумываем вместе с Рики и Тивом сказку.

5

Названия действий (глаголы)

Придумываем вместе с Рики и Тивом сказку.

6

Явления, происходящие в природе

Учим вместе с Рики и Тивом стихи о временах года.

7

Явления, происходящие в природе

Учим вместе с Рики и Тивом стихи о временах года.

8

Явления, происходящие в природе

Учим вместе с Рики и Тивом стихи о временах года.

9

Названия признаков действий (наречия)

Учимся вместе с Рики и Тивом ориентироваться в пространстве. Наречия: низко – высоко, глубоко, далеко.

10

Названия признаков действий (наречия)

Учимся вместе с Рики и Тивом ориентироваться в пространстве. Наречия: слева, справа, быстро, медленно.

11

Названия признаков действий (наречия)

Учимся вместе с Рики и Тивом ориентироваться в пространстве. Наречия: слева, справа, быстро, медленно, спереди, сзади.

12

Названия признаков действий (наречия)

Учимся вместе с Рики и Тивом ориентироваться в пространстве. Наречия: широко, далеко, медленно, быстро.

13

Слова-синонимы

Учимся вместе с Рики и Тивом различать близкие по значению, но разные по звучанию слова. Синонимы: решетки – заборы, ограды; грандиозный – громадный, огромный; дремучий – густой, частый.

14

Слова-синонимы

Синонимы: недобрый – вредный, злой.

15

Слова-синонимы

Синонимы: весело, радостно.

16

Слова-антонимы

Учимся вместе с Рики и Тивом различать противоположные значения слов. Антонимы: большой – маленький, глухой – звонкий, горячий – холодный.

17

Слова-антонимы

Учимся вместе с Рики и Тивом различать противоположные значения слов. Антонимы: высоко – низко, ранний – поздний, сытый – голодный.

18

Слова-антонимы

Учимся вместе с Рики и Тивом различать противоположные значения слов. Антонимы: узкий – широкий, толстый – тонкий.

19

Слова с переносным значением

Учимся вместе с Рики и Тивом различать слова с переносным значением. Слова с переносным значением: горький лук, горькое лекарство.

20

Слова с переносным значением

Учимся вместе с Рики и Тивом различать слова с переносным значением. Слова с переносным значением: светлый день, светлые волосы.

21

Слова с переносным значением

Учимся вместе с Рики и Тивом различать слова с переносным значением. Слова с переносным значением: теплая вода, теплое лето.

22

Слова с переносным значением

Учимся вместе с Рики и Тивом различать слова с переносным значением. Слова с переносным значением: поднимается температура, настроение, ветер, волны, солнце.

23

Словообразование

Учимся вместе с Рики и Тивом образовывать новые слова. Однотипность использования приставок при образовании разных частей речи.

24

Словообразование

Учимся вместе с Рики и Тивом образовывать новые слова. Однотипность использования суффиксов при образовании имен существительных

25

Словообразование

Учимся вместе с Рики и Тивом образовывать новые слова. Однотипность использования суффиксов при образовании имен прилагательных.

26

Словообразование

Учимся вместе с Рики и Тивом образовывать новые слова. Словосложение.

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение