к разделу тематические планы
Программа по развитию речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста на основе сказкотерапии
«Приключение двух маленьких обезьянок Рики и Тива»
Автор программы
Борискина А.А., к.п.н.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЦО №1158, педагог-психолог
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Возраст и продолжительность занятий :
1 год обучения – 3 – 4 года (15 минут)
2 год обучения – 4 – 5 лет (15 – 20 минут)
3 год обучения – 5 – 6 лет (20 – 25 минут)
Рекомендованный состав группы: 5 – 10 человек
Всего 26 занятий в год для группы (1 занятие в неделю)
Срок реализации: 3 года
Пояснительная записка
Актуальность . Многие родители жалуются на то, что ребёнок неуправляемый, агрессивный, тревожный, не умеет сосредоточиться. Происходит это по многим причинам: это и агрессивная окружающая среда, и нервные расстройства, стрессы, и потеря смысла жизни. Ребёнку важно понять он значим и нужен в своей семье, что у него есть настоящее и будущее, которое он сможет преобразовывать. Сказка способствует обретению смысла жизни. Сказка говорит с малышом на понятном ему языке, умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение. Сказка способна помочь понять самого себя, свои желания и эмоции. Наконец, сказка дает ребенку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого
Новизна . Программа по развитию речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста на основе сказкотерапии «Приключение двух маленьких обезьянок Рики и Тива» (авторская обучающая сказка) – это программа раннего развития ребёнка, которая позволяет интегрировать занятия по развитию речи с другими необходимыми для дошкольников знаниями (ознакомление с окружающим и социальной действительностью, первичными математическими представлениями и др.). Кроме того, программа, основанная на сказкотерапии, позволяет педагогу-психологу воспитывать в ребенке бережное и чуткое отношение к миру. Сказка учит ребенка учиться, познавать себя самого и окружающий его мир.
Цель: развитие речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Задачи :
Обогащать словарный запас дошкольника.
Формировать у детей навыки логического обоснования ответов и выводов (в соответствии с возрастом ребёнка).
Работать над общей культурой речи ребёнка (интонация, дикция, темп).
Формировать коммуникативные навыки дошкольника.
Планирование занятий
1 год обучения
№ |
Тема |
Комментарии |
1 |
Обогащение словарного запаса ребёнка с помощью описания предметов |
Взрослый знакомит детей со сказочными персонажами Рики и Тивом. |
2 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: животное (дикие). Голоса животных. |
Работа над звуками: помоги Рики и Тиву найти своих друзей. Имитация голосов животных. Дикие животные: зебра, обезьяна, слон, жираф, белка. |
3 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: животное (дикие). Голоса животных. |
Работа над звуками: помоги Рики и Тиву найти своих друзей. Имитация голосов животных. |
4 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: животное (дикие). Голоса животных. |
Работа над звуками: помоги Рики и Тиву найти своих друзей. Имитация голосов животных. Дикие животные: волк, заяц, лиса, тигр, бегемот. |
5 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: животное (домашние). Голоса животных. |
Работа над звуками: помоги Рики и Тиви найти своих друзей. Имитация голосов животных. Домашние животные: кошка, коза, овца, собака. |
6 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: животное (домашние). Голоса животных. |
Работа над звуками: помоги Рики и Тиву найти своих друзей. Имитация голосов животных. Домашние животные: корова, поросёнок. |
7 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: животное (домашние). Голоса животных. |
Работа над звуками: помоги Рики и Тиву найти своих друзей. Имитация голосов животных. Дидактическая игра: «Какие животные дикие, какие домашние?» |
8 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: явления природы. Звуки природы |
Как нужно одеться Рики и Тиву, собираясь на улицу.
Имитация звуков природы. Явления природы: лето, молния, солнце, жара, ветер, вьюга. |
9 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: явления природы. Звуки природы |
Как нужно одеться Рики и Тиву, собираясь на улицу.
Имитация звуков природы. Явления природы: град, снег, дождь, осень. |
10 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: явления природы. Звуки природы |
Как нужно одеться Рики и Тиву, собираясь на улицу.
Имитация звуков природы. Явления природы: зима, весна, оттепель, холодно, тепло, прохладно, жарко. |
11 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: транспорт. Звуки окружающего мира. |
Расскажите Рики и Тиву о том, какие предметы в мире нас окружают. Имитация звуков окружающего мира. Транспорт: трамвай, автобус, электричка. |
12 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: транспорт. Звуки окружающего мира. |
Расскажите Рики и Тиву о том, какие предметы в мире нас окружают. Имитация звуков окружающего мира. Транспорт: самолёт, мотоцикл, пароход. |
13 |
Объединение смысловых групп по признакам (большой – маленький, старше – младше). |
Кто больше Рики или Тив? Кто старше Рики или Тив? Почему мы так думаем? Упражнение на различение предметов (большой – маленький, старше – младше). |
14 |
Объединение смысловых групп по признакам (большой – маленький, старше – младше). |
Кто больше Рики или Тив? Кто старше Рики или Тив? Почему мы так думаем? Упражнение на различение предметов (большой – маленький, старше – младше). |
15 |
Объединение смысловых групп по признакам (большой – маленький, старше – младше). |
Кто больше Рики или Тив? Кто старше Рики или Тив? Почему мы так думаем? Упражнение на различение предметов (большой – маленький, старше – младше). |
16 |
Объединение смысловых групп по цвету. |
Какого цвета одежда на Рики? Какого цвета одежда на Тиве? Какие цвета бывают? Игра «Разбейся на пары по цвету», «Какого цвета поймана рыба?» и др. методические игры. |
17 |
Объединение смысловых групп по цвету. |
Какие цвета бывают. Радуга. Нарисуй радугу для Рики и Тива. |
18 |
Объединение смысловых групп по цвету. |
Какие цвета бывают. Дидактические игры «Какого цвета платье на девочке», «Покажи мне цвет, который я назвала». |
19 |
Объединение смысловых групп по форме. |
Расскажи Рики и Тиву о том, какие формы бывают. Формы: квадрат, круг, овал, (круглый, квадратный, овальный). |
20 |
Объединение смысловых групп по форме. |
Помоги Рики и Тиву нарисовать дом. |
21 |
Объединение смысловых групп по форме. |
Помоги Рики и Тиву построить дом. |
22 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: птицы (домашние) |
Рики и Тиву интересно узнать, каких птиц это голоса? Имитация голосов птиц. Домашние птицы: курица, петух, утка, индюк, гусь. |
23 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: птицы (дикие) |
Покажи Рики и Тиву где какие птицы.
Дикие птицы: журавль, дятел, сова, соловей, синица, орёл |
24 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: игрушки |
Поиграй с Рики и Тивом. Игрушки: кукла, мячик, барабан, пирамида. |
25 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: игрушки |
Поиграй с Рики и Тивом. Игрушки: воздушный шарик, мишка, неваляшка, машинка. |
26 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: игрушки |
Сделай игрушку своими руками. |
2 год обучения
№ |
Тема |
Комментарии |
1 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: деревья |
Рики и Тив идут в детскую школу для зверят. Помоги им выучить урок.
Деревья: берёза, рябина, тополь, сосна, кедр, рябина. |
2 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: деревья |
Учим стихи о деревьях вместе с Рики и Тивом. |
3 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: цветы |
Рики и Тив запутались, забыли названия цветов. Цветы: роза, ромашка, тюльпан, ландыш, одуванчик, василёк, нарцисс. |
4 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: цветы |
Тив нечаянно испортил рисунок Рики, она плачеи. Успокой Рики, нарисуй ей рисунок.
Рисуем цветы, учим стихи о цветах. |
5 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: овощи |
Объясни Рики и Тиву какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно варить.
Овощи: картофель, свёкла, помидор, огурец, морковь, репа, капуста. |
6 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: овощи |
Готовим обед, чтобы накормить Рики и Тива. |
7 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: фрукты |
Какой фрукт – любимое лакомство Рики и Тива? Фрукты: виноград, яблоко, ананас, абрикос, слива, банан, груша, лимон, вишня. |
8 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: фрукты |
Готовим праздничный стол для Рики и Тива. |
9 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: ягоды |
Идём собирать ягоды вместе с Рики и Тивом. Ягоды: земляника, малина, ежевика, брусника, рябина. |
10 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: ягоды |
Поиграй с Рики и Тивом в игру «Угадай». |
11 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: грибы |
Идём собирать грибы вместе с Рики и Тивом. Грибы: лисички, рыжик, белый, подосиновик. |
12 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: грибы |
Аппликация «Гриб». Грибы: маслёнок, сыроежка, подберёзовик, груздь, опенок, мухомор. |
13 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: явления природы |
Учим вместе с Рики и Тивом стихи о явлениях природы. |
14 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: явления природы |
Учим вместе с Рики и Тивом стихи о явлениях природы. |
15 |
Названия признаков предметов (имена прилагательные) |
Учимся вместе с Рики и Тивом различать предметы по форме и размеру. |
16 |
Названия признаков предметов (имена прилагательные) |
Учимся вместе с Рики и Тивом различать предметы по цвету. |
17 |
Названия признаков предметов (имена прилагательные) |
Учимся вместе с Рики и Тивом различать предметы по вкусу. |
18 |
Названия признаков предметов (имена прилагательные) |
Расскажите Рики и Тиву из чего сделаны предметы (показать предметы). |
19 |
Названия действий (глаголы) |
Расскажите Рики и Тиву о действиях людей. |
20 |
Названия действий (глаголы) |
Расскажите Рики и Тиву кто из животных ходит? |
21 |
Названия действий (глаголы) |
Расскажите Рики и Тиву кто из животных летает? |
22 |
Названия действий (глаголы) |
Расскажите Рики и Тиву кто из животных бегает? |
23 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: одежда |
Помоги Рики и Тиву одеться. Одежда: сарафан, брюки, носки, юбка, шляпа. |
24 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: одежда |
Помоги Рики и Тиву одеться. Одежда: халат, свитер, платье, шорты. |
25 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: обувь |
Помоги Рики и Тиву обуться. Обувь: ботинки, тапочки, кроссовки. |
26 |
Обогащение словарного запаса ребёнка по тематическим группам: обувь |
Помоги Рики и Тиву обуться. Обувь: туфли, сапоги, кеды, валенки. |
3 год обучения
№ |
Тема |
Комментарии |
1 |
Названия признаков предметов (прилагательные) |
Учимся вместе с Рики и Тивом составлять предложения. |
2 |
Названия признаков предметов (прилагательные) |
Учимся вместе с Рики и Тивом составлять предложения. |
3 |
Названия действий (глаголы) |
Учимся вместе с Рики и Тивом составлять предложения. |
4 |
Названия действий (глаголы) |
Придумываем вместе с Рики и Тивом сказку. |
5 |
Названия действий (глаголы) |
Придумываем вместе с Рики и Тивом сказку. |
6 |
Явления, происходящие в природе |
Учим вместе с Рики и Тивом стихи о временах года. |
7 |
Явления, происходящие в природе |
Учим вместе с Рики и Тивом стихи о временах года. |
8 |
Явления, происходящие в природе |
Учим вместе с Рики и Тивом стихи о временах года. |
9 |
Названия признаков действий (наречия) |
Учимся вместе с Рики и Тивом ориентироваться в пространстве. Наречия: низко – высоко, глубоко, далеко. |
10 |
Названия признаков действий (наречия) |
Учимся вместе с Рики и Тивом ориентироваться в пространстве. Наречия: слева, справа, быстро, медленно. |
11 |
Названия признаков действий (наречия) |
Учимся вместе с Рики и Тивом ориентироваться в пространстве. Наречия: слева, справа, быстро, медленно, спереди, сзади. |
12 |
Названия признаков действий (наречия) |
Учимся вместе с Рики и Тивом ориентироваться в пространстве. Наречия: широко, далеко, медленно, быстро. |
13 |
Слова-синонимы |
Учимся вместе с Рики и Тивом различать близкие по значению, но разные по звучанию слова. Синонимы: решетки – заборы, ограды; грандиозный – громадный, огромный; дремучий – густой, частый. |
14 |
Слова-синонимы |
Синонимы: недобрый – вредный, злой. |
15 |
Слова-синонимы |
Синонимы: весело, радостно. |
16 |
Слова-антонимы |
Учимся вместе с Рики и Тивом различать противоположные значения слов. Антонимы: большой – маленький, глухой – звонкий, горячий – холодный. |
17 |
Слова-антонимы |
Учимся вместе с Рики и Тивом различать противоположные значения слов. Антонимы: высоко – низко, ранний – поздний, сытый – голодный. |
18 |
Слова-антонимы |
Учимся вместе с Рики и Тивом различать противоположные значения слов. Антонимы: узкий – широкий, толстый – тонкий. |
19 |
Слова с переносным значением |
Учимся вместе с Рики и Тивом различать слова с переносным значением. Слова с переносным значением: горький лук, горькое лекарство. |
20 |
Слова с переносным значением |
Учимся вместе с Рики и Тивом различать слова с переносным значением. Слова с переносным значением: светлый день, светлые волосы. |
21 |
Слова с переносным значением |
Учимся вместе с Рики и Тивом различать слова с переносным значением. Слова с переносным значением: теплая вода, теплое лето. |
22 |
Слова с переносным значением |
Учимся вместе с Рики и Тивом различать слова с переносным значением. Слова с переносным значением: поднимается температура, настроение, ветер, волны, солнце. |
23 |
Словообразование |
Учимся вместе с Рики и Тивом образовывать новые слова. Однотипность использования приставок при образовании разных частей речи. |
24 |
Словообразование |
Учимся вместе с Рики и Тивом образовывать новые слова. Однотипность использования суффиксов при образовании имен существительных |
25 |
Словообразование |
Учимся вместе с Рики и Тивом образовывать новые слова. Однотипность использования суффиксов при образовании имен прилагательных. |
26 |
Словообразование |
Учимся вместе с Рики и Тивом образовывать новые слова. Словосложение. |
|