Методическая копилка
Н.А. Плотникова
учитель изобразительного искусства
школы № 23, г. Норильск
Развитие пространственного воображения
методом интеграции декоративно-прикладного искусства и оригами
Культуру России невозможно представить без народного искусства,
которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа,
наглядно демонстрирует его эстетическую ценность, художественный
вкус и является частью его истории. Устное народное творчество,
народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее
отражение в содержании образования и воспитания подрастающего
поколения. И если говорить о возможности выбора своих жизненных
идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающего
поколения, то надо говорить и о предоставлении детям возможности
знать истоки национальной культуры и искусства.
Знакомя детей на уроках с произведениями народного декоративно-прикладного
искусства, я провожу цикл интегрированных занятий, включающий
художественно-речевые занятия, оригами, изобразительное искусство.
Внедрение любого новшества проходит в три стадии:
- Не может быть!
- В этом что-то есть…
- Кто этого не знает!
Интеграция понимается как более глубокая форма взаимосвязи,
взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования
детей. Она охватывает все виды художественно-творческой деятельности
детей (разнообразные игры: дидактические, пальчиковые, сюжетно-ролевые,
оригами, изобразительную деятельность). В интеграции не все
содержание включается в процесс художественного творчества
на равных основаниях, что-то всегда выступает в роли своеобразного
стержня. Именно вокруг этого стержня объединяются другие содержания
и виды деятельности.
Интеграция - восстановление, восполнение, объединение
частей в целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение,
взаимодействие, взаимоведение.
Народное искусство является первоосновой профессионального
искусства, способствует формированию художественного вкуса,
основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения
детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.
Народное искусство как проявление творчества народа близко
по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность
формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию
ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве
окружающий мир отражается условными символами, здесь нет натуралистического
воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но
сохраняет целостность, законченность образа.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности,
основанные на материале народного творчества, — одно из главных
условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития
его художественно-творческих способностей.
Оригами (японское искусство складывания из бумаги) пользуется
большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим
возможностям. Оригами — волшебство, чудо и, конечно, игра.
Из обычного листка бумаги можно сотворить целый мир. Фигурки
довольно условные, что дает возможность ребенку домыслить
и дофантазировать их. Русские куклы тоже были несколько условны,
даже почти безлики. Это позволяло ребенку додумать самому,
что в данный момент кукла делает — плачет, смеется или, может
быть, сердится. Фигурка, сложенная из листа бумаги, оживает
в руках ребенка. Он нередко отождествляет себя с игрушечными
персонажами, пытается представить себя домиком, мышонком.
Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития
ребенка, известный психолог Б.М. Теплов писал: “Искусство
очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики
человека, не только воображение и чувство, что предоставляется
само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное
значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании
нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то
художественное воспитание и является одним из могучих средств,
содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности”.
Одним из психологических процессов, имеющих важное значение
для успешного осуществления художественно-творческой деятельности,
является мышление. Вместе с тем художественно-творческая деятельность
сама способствует развитию мышления. Характеризуя мышление
ребенка, психологи выделяют такие его стадии: а) наглядно-действенная;
б) наглядно-образная; в) логическое мышление.
Все эти стадии появляются уже на дошкольном этапе. Однако
вступление мышления в новую стадию не означает изживания его
предыдущей стадии. Мышление предыдущей стадии сохраняется
у ребенка и помогает в развитии мышления новой стадии. Следовательно,
развитие логического мышления тесно связано и опирается на
наглядно-образное мышление, основу которого составляют образы
представления, усваиваемые ребенком в различных видах художественно
творческой деятельности, в которой образность отражения предметов
и явлений — главное достоинство. Накопление образных представлений
и развитие образного мышления имеют чрезвычайно важное значение
не только для любой творческой деятельности ребенка и человека
вообще. Психологи подчеркивают, что недостаточный уровень
развития образных представлений вызывает целый ряд трудностей
при переходе ребенка к школьному обучению, и не только в начальной
школе, но и в старших классах. Вместе с тем отмечается, что
для развития этого вида мышления большое значение имеет художественная
деятельность, широко включаемая в педагогический процесс.
Важным психическим процессом, без которого невозможно творчество
и который также активно формируется средствами народного искусства,
является воображение. Воспринятые образы складываются в представления,
накапливающиеся и расширяющиеся, запас которых составляет
базу для работы образного мышления и воображения.
Особое значение в развитии воображения имеет народное декоративно-прикладное
искусство, использующее образы-символы: солнце, древо жизни,
птицы, животные, причем в каждом виде народных изделий они
передаются по-своему. Таким образом, опираясь на уже развитое
воображение, работа с детьми по ознакомлению их с народным
искусством и развитию их творчества на этой основе способствует
дальнейшему развитию воображения у детей.
Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого
ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика
бумаги. Это даже не фокус, это — чудо! В одном листке скрыты
мириады разных образов: и традиционные кораблик, самолетик,
шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные
вещи. В этом искусстве есть все, что тянет ребенка подняться
на самый верх Лестницы Творчества, и делает этот подъем захватывающе
интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь
— процесс, а не конечный результат. Ни один шаг в оригами
не минует проблем, и сделать его можно, только решив эти проблемы.
Даже при простом копировании действий взрослого ребенку приходится
использовать пространственное воображение. Если же поставить
задачу разобрать фигурку и собрать ее самостоятельно из другого
листка бумаги, уровень сложности вырастает многократно.
Особо следует остановиться на развитии эмоционального отношения
к художественной деятельности как важнейшему фактору развития
творчества и художественных возможностей у детей. Известно,
что эмоционально-положительное отношение необходимо для осуществления
любой деятельности, основывающейся на эмоциях, вызывающих
самые разнообразные чувства. Эмоционально-положительному отношению
ребенка к действительности способствует удовлетворение его
потребностей; и одна из важнейших — потребность в деятельности.
Предоставление детям возможности заниматься разнообразными
видами творчества на основе народного искусства будет способствовать
удовлетворению потребностей ребенка в деятельности, а следовательно,
вызовет эмоционально-положительное отношение к этим видам
деятельности. Осуществление изобразительной, художественно-речевой,
музыкальной деятельности на материале народного искусства
будет способствовать удовлетворению и таких потребностей,
как интеллектуальная, познавательная, потребность в приобретении
новых знаний о мире.
Познавая произведения народного искусства, дети усваивают
мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие,
веру в справедливость, необходимость добросовестного труда,
уважение и бережное отношение к человеку.
Условность образа, нацеленность на красочность, декоративность,
выраженность эмоционального настроя — эти качества народного
декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей,
но, в отличие от детского творчества, это не случайность,
а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же еще предстоит
осознать, принять как эстетический идеал, совершенство кажущейся
простоты форму в дымковской игрушке, сочетание цвета в городецкой
росписи, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи.
Для творческого развития совершенно недостаточно, следуя
инструкциям, выполнять задания, главное — ребенок должен постоянно
решать проблемы (и простые и сложные). Но и этого недостаточно:
нужно, чтобы эти проблемы развивали его. Каждая проблема —
это ступень лестницы, ведущей вверх, и взобраться по этой
лестнице можно, лишь когда расстояние между ступеньками будет
не слишком большим, и если они будут на месте. Пусть лестница
удобна и не одна ступенька не выломана, подняться по ней легко
лишь в том случае, если путь будет интересен.
Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление,
чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить
детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение
несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый
силуэт), формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает
сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь
способности ребенка совершать сложно координированные движения
пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное — оригами
развивает интуитивное мышление, способность к озарению.
Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через
эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия,
наука. Оригами тоже своеобразный мостик.
Очень часто изобразительные свойства оригами остаются нераскрытыми
перед детьми. Дети не видят в изготовляемых ими поделках простора
для творчества и фантазии. Необходимо показать детям, как
сделать игрушку более выразительной, отличающейся от других.
Этого можно достичь, не только варьируя игрушки по величине
и цвету, но и внося какие-либо новые детали в конструкцию
самих поделок. Очень удачным моментом в своей работе считаю
соединение искусства слова, декоративно-прикладное искусства
и искусства складывания (оригами): в этот момент я обучаю
детей творить. На уроках мы изготавливаем поделки в стиле
оригами, а затем расписываем их, используя элементы декоративно-прикладного
искусства. В конце урока из под кисти детей выходят настоящие
шедевры, которые можно взять в руки и рассмотреть со всех
сторон. Из стаканчика можно выпить воды, а в коробочку можно
сложить всякую мелочь. Эта работа развивает воображение и
обогащает духовную жизнь каждого ребенка.
Интегрированные уроки изобразительного
искусства и оригами
Цели
- познакомить детей с историей создания гжельской керамики,
дымковской игрушки, городецкой росписи, хохломской росписи;
- объяснить, для чего служит роспись;
- научить видеть и выделять характерные элементы росписи;
- воспитывать интерес и любовь к народному творчеству;
- научить выполнять поделки в стиле оригами;
- воспитывать аккуратность при выполнении работы;
- развивать пространственное воображение, наблюдательность,
эстетическое отношение к действительности.
Оборудование
- листы бумаги для изготовления поделок в стиле оригами,
ножницы, кисти, гуашь или акварель;
- образцы гжельской керамики, дымковские игрушки, образцы
городецкой росписи, посуда с хохломской росписью;
- рисунки с элементами гжельской, дымковской, городецкой,
хохломской росписи.
Статья напечатана в журнале "Образование
в современной школе", 2004, №8
|