Методическая
копилка
А.В. Федоров доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России главный редактор журнала
"Медиаобразование"
Медиаобразование и медиаграмотность: мнения экспертов.
Актуальность, цели и методика опроса
В начало статьи
Основные теории медиаобразования/медиаграмотности
Следующий вопрос, на который было предложено ответить экспертам, касался наиболее важных для них теорий медиаобразования/медиаграмотности. Полученные результаты сведены нами в таблице.
Основные теории медиаобразования/медиаграмотности Число экспертов, предпочитающих опираться на данную теорию
- Теория развития критического мышления/критической автономии/демократического мышления 22 (84,61%)
- Культурологическая теория 18 (69,23%)
- Социокультурная теория 17 (65,38%)
- Семиотическая теория 15 (57,69%)
- "Практическая" теория (с опорой на обучение практическим умениям работы с медиатехникой) 13 (50,00%)
- Эстетическая/художественная теория 12 (46,15%)
- Идеологическая теория 10 (38,46%)
- Теория "потребления и удовлетворения" (стремлений аудитории) 8 (30,77%)
- Предохранительная/прививочная/инъекционная/защитная теория 4 (15,38%)
Большинство опрошенных медиапедагогов посчитало, что в анкете были учтены все основные теории медиаобразования. Однако некоторыми экспертами были названы и другие теории, которые, по их мнению, могут быть основой для медиаобразовательного процесса: этическая, религиозная (С. Пензин), проектирования учебных систем (R. Cornell).
Подавляющее большинство экспертов (84,61%) выделили в качестве ведущей теорию развития критического мышления/критической автономии (что полностью соответствует лидерству аналогичной цели медиаобразования в ответах на предшествующий вопрос). Далее с примерно равными предпочтениями (от 69% до 57%) следуют культурологическая, социокультурная и семитическая теории медиаобразования. Как и следовало ожидать, наименьшую популярность у экспертов (15,38%) имеет предохранительная (то есть концентрирующаяся на защите аудитории от вредных влияний медиа) теория медиаобразования. При этом зарубежные эксперты в большей степени высказались в пользу "практической" теории (с опорой на обучение практическим умениям работы с медиатехникой), теории "потребления и удовлетворения" (предпочтений аудитории) и идеологической теории, в то время, как российские медиапедагоги во многих случаях отдали предпочтения эстетической теории медиаобразования. Эстетическая ориентация российской медиапедагогики имеет давние традиции, поэтому результаты нашего опроса лишь подтвердили известный факт. Вполне объяснима, на наш взгляд, и малая популярность у российских экспертов идеологической теории медиаобразования: находившаяся в течение многих десятилетий ХХ века под жестким идеологическим прессом, российская педагогика сегодня в целом негативно относится к идеологизации образовательного процесса, хотя, на самом деле, идеология по-прежнему (в явном или завуалированном виде) продолжает оставаться влиятельной силой в любом обществе, а, следовательно, не может не отражаться на любых образовательных процессах.
|