Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Начальная школа > Окружающий мир

 

«Умеют ли птицы думать?» По рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны».
Литературное чтение. 3 класс

Пинаева Е.А.,
учитель начальных классов
ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 1
им. Н.Г. Чернышевского»
Казахстан, ВКО г. Семей

Цели:

•  Познакомить с рассказом В. Чаплиной «Хитрые вороны»;

•  развивать речь детей;

•  учить составлять план;

•  учить выражать мысли;

•  расширять словарный запас.

 

•  Метод направленного чтения

•  Ассоциативная карта

•  Толстый, тонкий вопрос.

 

Ход урока

Эвокация.

- Урок чтения. Тему мы сформулируем в конце урока. Прежде, чем начнем работать, я хочу прочитать вам стихотворение А. Барто «Думают ли звери»

- Она сказала: - Нет!

Но я еще проверю.

- И мы, ребята, тоже попробуем это проверить. На примере рассказа В. Чаплиной «Хитрые вороны».

- Откройте тетради и запишите:

В. Чаплина «Хитрые вороны»

План.

- Ребята, подумайте, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово хитрость . (Составляется ассоциативная карта).

- Работая над рассказом, подумайте над вопросом: Необходима ли была птицам хитрость? Могли они поступить в этой ситуации по-другому и почему? (Метод направленного чтения).

 

Реализация .

- Работать будем по группам. Каждая группа получит отрывок из рассказа. Вы внимательно читаете его и готовитесь отвечать на вопросы. Затем в группе обсуждаете, как можно озаглавить отрывок, выбираете, кто будет отвечать и даете ответ.

 

I часть.

(Стратегия «Толстый, тонкий вопрос»)

- Как называется город, который описан в рассказе?

- Найдите и прочитайте описание дворика.

- Скажите, что смущало детей?

- Почему? (Рядом находился большой заброшенный пустырь).

- Подумайте, как можно озаглавить эту часть. (Обсуждение в группе. Опрос. Запись на доске).

( I . Город моего детства. Тесный дворик)

 

II часть.

(Стратегия «Толстый, тонкий вопрос»)

- Читаем дальше.

- Найдите описание пустыря, где играли дети.

- Что было раньше на месте пустыря?

- Были дети дружны между собой? Зачитайте.

- Что было любимым занятием детей?

- Легко ли доставались орехи детям?

( II . Место для игр. Заброшенный пустырь. Любимое место детей).

 

III часть.

- Как выглядели ореховые деревья?

-Легко ли сбить орехи?

- Как можно озаглавить эту часть?

( III . Новая затея. Ореховый промысел).

 

IV часть.

- Кто еще лакомился орехами?

- Все орехи брали вороны?

- Как вороны использовали углубления в деревьях?

- Что делали птицы прилетая на другой день?

- Как можно озаглавить эту часть?

( IV . Вороны лакомились орехами).

 

V часть.

- Что делали вороны, когда наедались?

- Какую хитрость придумали вороны, чтобы никто не догадался где орехи?

- Что решают сделать дети?

- Как назовем эту часть?

( V . Запасы на зиму. Умное решение. Кладовая с орехами).

 

VI часть.

- Что решили дети?

- Кто помогал детям?

- Что делал Тузик?

- Как озаглавим эту часть?

( VI . Охота за вороньими запасами).

 

VII часть.

- Как сначала реагировали вороны?

- Радовались дети?

- Долго ли продолжался «ореховый промысел» детей?

- Как озаглавим эту часть?

( VII . Полные тюбетейки орехов. Перепуганные вороны).

 

Рефлексия.

- Рассказ заканчивается следующим отрывком. Прежде, чем вы узнаете, что было дальше, я хочу предложить вам попробовать самим закончить это рассказ. А потом мы узнаем, чем закончилась эта история.

(Дети пишут небольшое эссе. Затем слушаем несколько вариантов из разных групп.)

А теперь узнаем, чем закончился этот рассказ.

 

VIII часть.

- Как можно озаглавить эту часть?

( VIII Умные птицы. Догадливые вороны).

 

- В начале урока я просила подумать над вопросом: Необходима ли была птицам хитрость? Могли они поступить в этой ситуации по-другому и почему?

(Ответы детей.)

- Как вы думаете, какая была основная тема рассказа?

(Думающая птица, которая боится остаться без запасов).

- Давайте сформулируем тему урока. ( Умеют ли думать птицы ).

 

Домашнее задание.

Составить пятистишие.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение