«Умеют ли птицы думать?» По рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны».
Литературное чтение. 3 класс
Пинаева Е.А.,
учитель начальных классов
ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 1
им. Н.Г. Чернышевского» Казахстан, ВКО г. Семей
Цели:
Познакомить с рассказом В. Чаплиной «Хитрые вороны»;
развивать речь детей;
учить составлять план;
учить выражать мысли;
расширять словарный запас.
Метод направленного чтения
Ассоциативная карта
Толстый, тонкий вопрос.
Ход урока
Эвокация.
- Урок чтения. Тему мы сформулируем в конце урока. Прежде, чем начнем работать, я хочу прочитать вам стихотворение А. Барто «Думают ли звери»
…
- Она сказала: - Нет!
Но я еще проверю.
- И мы, ребята, тоже попробуем это проверить. На примере рассказа В. Чаплиной «Хитрые вороны».
- Откройте тетради и запишите:
В. Чаплина «Хитрые вороны»
План.
- Ребята, подумайте, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово хитрость . (Составляется ассоциативная карта).
- Работая над рассказом, подумайте над вопросом: Необходима ли была птицам хитрость? Могли они поступить в этой ситуации по-другому и почему? (Метод направленного чтения).
Реализация .
- Работать будем по группам. Каждая группа получит отрывок из рассказа. Вы внимательно читаете его и готовитесь отвечать на вопросы. Затем в группе обсуждаете, как можно озаглавить отрывок, выбираете, кто будет отвечать и даете ответ.
I часть.
(Стратегия «Толстый, тонкий вопрос»)
- Как называется город, который описан в рассказе?
- Найдите и прочитайте описание дворика.
- Скажите, что смущало детей?
- Почему? (Рядом находился большой заброшенный пустырь).
- Подумайте, как можно озаглавить эту часть. (Обсуждение в группе. Опрос. Запись на доске).
( I . Город моего детства. Тесный дворик)
II часть.
(Стратегия «Толстый, тонкий вопрос»)
- Читаем дальше.
- Найдите описание пустыря, где играли дети.
- Что было раньше на месте пустыря?
- Были дети дружны между собой? Зачитайте.
- Что было любимым занятием детей?
- Легко ли доставались орехи детям?
( II . Место для игр. Заброшенный пустырь. Любимое место детей).
III часть.
- Как выглядели ореховые деревья?
-Легко ли сбить орехи?
- Как можно озаглавить эту часть?
( III . Новая затея. Ореховый промысел).
IV часть.
- Кто еще лакомился орехами?
- Все орехи брали вороны?
- Как вороны использовали углубления в деревьях?
- Что делали птицы прилетая на другой день?
- Как можно озаглавить эту часть?
( IV . Вороны лакомились орехами).
V часть.
- Что делали вороны, когда наедались?
- Какую хитрость придумали вороны, чтобы никто не догадался где орехи?
- Что решают сделать дети?
- Как назовем эту часть?
( V . Запасы на зиму. Умное решение. Кладовая с орехами).
VI часть.
- Что решили дети?
- Кто помогал детям?
- Что делал Тузик?
- Как озаглавим эту часть?
( VI . Охота за вороньими запасами).
VII часть.
- Как сначала реагировали вороны?
- Радовались дети?
- Долго ли продолжался «ореховый промысел» детей?
- Как озаглавим эту часть?
( VII . Полные тюбетейки орехов. Перепуганные вороны).
Рефлексия.
- Рассказ заканчивается следующим отрывком. Прежде, чем вы узнаете, что было дальше, я хочу предложить вам попробовать самим закончить это рассказ. А потом мы узнаем, чем закончилась эта история.
(Дети пишут небольшое эссе. Затем слушаем несколько вариантов из разных групп.)
А теперь узнаем, чем закончился этот рассказ.
VIII часть.
- Как можно озаглавить эту часть?
( VIII Умные птицы. Догадливые вороны).
- В начале урока я просила подумать над вопросом: Необходима ли была птицам хитрость? Могли они поступить в этой ситуации по-другому и почему?
(Ответы детей.)
- Как вы думаете, какая была основная тема рассказа?
(Думающая птица, которая боится остаться без запасов).
- Давайте сформулируем тему урока. ( Умеют ли думать птицы ).
Домашнее задание.
Составить пятистишие.
|