Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Начальная школа > Окружающий мир

Окружающий мир. Урок-исследование с использованием ИКТ

Маслова Г.Н.учитель начальных классов
МОУ школа-интернат №3 Калининского района
городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Те ма. Неживая природа, растения и животные зоны лесов. 4 класс.

Цели и задачи урока.

  • Выявить характерные особенности лесной полосы;
  • познакомить учащихся с разнообразием растительного мира каждой подзоны, с животными лесной зоны;
  • обобщить знания учащихся о неживой и живой природе Арктики и тундры;
  • учить обобщать, сравнивать, классифицировать и устанавливать причинно-следственные связи;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать речь учащихся, логическое мышление, аналитические способности; обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование.

  • Карта природных зон;
  • ИД;
  • кроссворд;
  • презентации «Подзоны лесной полосы», «Животные леса»;
  • звукозапись «Голоса птиц на рассвете»;
  • иллюстрации с изображением животных лесной зоны;
  • гербарий растений лесной зоны;
  • учебники Плешаков «Окружающий мир», 4 класс;
  • тесты «Окружающий мир», 4 класс.

 

Предварительная работа.

Рассадить учащихся по трём группам:

  • I , II – ботаники;
  • III – зоологи.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания и постановка цели урока.

 

У. Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о природных зонах нашей страны. Какие природные зоны мы с вами уже изучали? (Арктика, тундра)

У. Сейчас вам предстоит вспомнить характерные особенности этих природных зон и некоторых представителей их растительного и животного мира; разгадать кроссворд.

(На ИД кроссворд . Учитель читает задания, учащиеся вписывают ответы.)

 

•  О какой природной зоне идёт речь?

Белый мох на скале, а в расщелине лёд.

Старый снег залежался, не тает.

Ледяная пустыня на мили вокруг,

А тепло здесь совсем не бывает . (Арктика)

•  Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Зима ветреная, холодная, длится 8-9 месяцев. Короткое и прохладное лето наступает вместе с полярным днём. (Тундра)

•  Назовите растение, которое встречается в обеих природных зонах . (Мох)

•  Полярная лисица. (Песец)

•  Это хищное животное почти всю жизнь проводит в воде. Оно выходит на сушу только для отдыха и сна. В такие минуты можно слышать его голос, похожий на хриплый лай. Длина его тела достигает двух метров. (Тюлень)

•  Основной корм оленей. (Ягель)

•  Этот обитатель Крайнего Севера быстро продвигается по льду, ловко плавает и ныряет. Питается главным образом тюленями и рыбой. (Белый медведь)

•  Самый крупный зверь тундры. (Олень)

•  Это растение ближайший родственник малины, однако, не кустарник, а многолетние травянистое растение. ( Морошка)

•  Весь организм этой хищной птицы приспособлен к ночной охоте: у неё бесшумный полёт, огромные глаза, которые дают возможность видеть в темноте, острый слух. (Белая сова)

•  Одно из самых распространённых тундровых растений. Его плоды – синеватые, округлые ягоды. (Голубика)

•  О каком явлении идёт речь?

Широкая дуга самых блестящих цветов сияла на небе, словно огромная радуга, и из неё то и дело вылетали вверх тысячи разноцветных лучей. (Полярное сияние)

У. Прочтите, какая природная зона была зашифрована. (Лесная полоса)

Итак, ребята, сегодня на уроке мы будем исследовать неживую природу, растительный и животный мир лесной полосы.

Что, по-вашему, означает слово «исследовать»? ( Ответы детей).

Исследовать – подвергать научному изучению, осматривать что-то очень тщательно.

III . Работа над новым материалом.

У. Для начала давайте выясним, где эта зона расположена и каковы её особенности.

Итак, отправляемся к югу от тундры:

туда, где солнце поднимается гораздо выше и греет лучше;

туда, где выпадает больше осадков в течение года, поэтому растительный мир в этой зоне гораздо богаче и разнообразнее.

Обратите внимание, что вся лесная полоса состоит из трёх подзон. (Показать на карте)

В северной части преобладают хвойные деревья, которые образуют труднопроходимые леса. Эту территорию называют тайгой. ( Показать на ИД слайд)

Кроме того, в подзоне тайги на вырубках встречаются мелколиственные деревья – берёза, осина.

К юго-западу от тайги (показать на карте) поверхность земли получает больше тепла и влаги, поэтому там преобладают смешанные леса, где вместе с хвойными деревьями растут и широколиственные. (Показать на ИД слайд)

Попробуйте их назвать. ( Ответы детей)

У. Итак, первая подзона – это хвойные леса или тайга;

вторая – смешанные леса или хвойно-широколиственные;

третья - … ( Показать на ИД слайд)

Попробуйте назвать её сами. ( Ответы детей)

 

У. Рассмотрите карту и скажите, в какой подзоне живём мы? ( Ответы детей)

 

IV . Работа с учебником.

 

У. Сегодня вы сидите по группам. Теперь каждой исследовательской группе предлагается поработать самостоятельно.

Первая группа ботаников изучит, а затем познакомит нас с некоторыми представителями растительного мира тайги. (Стр. учебника 98-99).

Вторая группа ботаников – с представителями растительного мира широколиственных лесов. (Стр. учебника 103).

Не забудьте выбрать из гербария нужные растения.

Третья группа – зоологи. Они изучат и познакомят нас с представителями животного мира лесной зоны. ( Стр. учебника 102).

(Дети выполняют задания)

V. Физкультминутка.

(Слушают сообщения I и II групп).

У. Для всемирного конгресса лесоводов каждой стране было предложено выбрать символ – какое-то национальное дерево. Как вы думаете, какое дерево было выбрано символом нашей страны? Почему?

У. А сейчас вам предстоит послушать ещё одну группу. Она познакомит вас с животными леса.

(Выступление III группы )

У. А теперь предлагаю вам посмотреть на некоторых животных в природе. (Просмотр видеоролика)

V . Закрепление изученного.

У. Вы внимательно слушали, смотрели. И теперь я прошу вас открыть Тесты и выполнить задания на стр.30-31. (Дети выполняют задания)

У. Мы с вами почти ничего не сказали об ещё одних жителях, без которых невозможно представить лес, без которых он казался бы безжизненным. Вы сейчас сами догадаетесь, о ком я говорю.

( Звучат голоса птиц)

У. Чьи голоса вы услыхали? ( Ответы детей)

VII. Домашнее задание.

У. Дома подготовите небольшие сообщения о птицах, живущих в наших лесах. Это будет вашим домашним заданием.

 

VIII. Итог урока.

У. Над какой темой сегодня работали?

Какую природную зону изучали?

Что нового узнали?

Вывод. Зона лесов занимает больше половины территории России. В эту зону входят тайга, смешанные и широколиственные леса. В лесной зоне условия для жизни более благоприятные, чем в тундре. Поэтому растительный и животный мир здесь более разнообразный.

IX. Оценка знаний учащихся.

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

6

_____

_____

_____

_____

_____

_____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

8

11

 

 

4

 

 

 

12

1

_____ 

_____

_____

_____

_____

_____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение