Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Начальная школа > Логопедия

Как преодолеть трудности в обучении чтению.

Бобкова Елена Алексеевна
учитель-логопед ГОУ ЦО 1403, г . Москва.

 

Чтение и письмо — сложные психофизиологические процессы. Письменная речь — более позднее сложное образование, формируется на базе устной речи и является зрительной формой существования последней. Процессы чтения и письма во многом сходны, так как проходят одни и те же этапы. В процессах чтения можно условно выделить две взаимосвязанные стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую. Процесс понимания прочитанного определяется характером восприятия, но и процесс зрительного восприятия испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного.

Восприятие слов происходит в момент фиксации на строке. Количество остановок бывает различным, оно меняется в зависимости от ряда условий: структуры слова, от того, насколько оно знакомо и в каком смысле употребляется — прямом или переносном. Возможно возвращение назад с целью уточнения ранее воспринятого слова. На этом этапе очевидна связь между устной и письменной речью: чем богаче лексика, тем быстрее и правильнее чтение. При развитом чтении для быстроты восприятия и понимания текста используется смысловая догадка. Она будет тем правильнее, чем разнообразнее грамматика и лексика человека. Наряду с положительным значением использование смысловой догадки часто приводит к заменам слов, пропускам.

В формировании навыка чтения можно выделить четыре ступени (Т. Т. Егоров):

•  овладение звукобуквенным обозначением;

•  послоговое чтение;

•  становление синтетических приёмов чтения;

•  синтетическое чтение.

На первых двух этапах если ребёнок нетвёрдо знает буквы, он может делать ошибки в виде замен букв, имеющих одинаковые элементы. В этом случае необходимо вместе с ребёнком проанализировать, в чём сходство, а в чём различие этих букв, можно сконструировать эти буквы из палочек, пластилина, ниток. Дети очень любят играть в игру, когда взрослый рисует какую либо букву например на спине или руке, а ребёнок должен угадать. Необходимо развивать пространственные представления ребёнка: ориентирование в схеме собственного тела, в пространстве, на листе бумаги.

Бывают замены другого характера, когда ребёнок слабо различает не буквы, а звуки. Тогда проявляются другие замены — по звонкости и глухости (вместо З-С, вместо П-Б и наоборот) или по сходству звучания или произношения (Ч-ТЬ-Щ, Ж-З и т.д.). Это говорит о проблемах с фонематическим слухом. Кроме того, замены бывают связаны с неправильной артикуляцией отдельных звуков (вместо Р-Л, Л-В). Поэтому желательно устранить проблемы, связанные с нарушением произношения звуков, смешиванием звуков в речи ещё до школы с помощью логопеда. Ещё важным моментом является сформированность операций фонемного и слогового анализа и синтеза (умение поделить слово на звуки и слоги, определение количества и порядка звуков и слогов в слове, выделения гласных и согласных звуков, складывание из звуков и слогов слова). Если эти операции не сформированы, то у ребёнка будут большие трудности в овладении письмом и чтением.

Все вышеперечисленные проблемы встречаются только на первых этапах. Однако есть ещё одна, которая может преследовать ребёнка на всех этапах. Проблема эта — низкий самоконтроль. Обычно это беда <шустрых> ребят, с дефицитом внимания. Поэтому они часто пропускают слоги, переставляют буквы, перескакивают через строчку. Таким детям необходимы так называемые помощники, которые помогают взору последовательно двигаться слева на право, сверху вниз. Можно использовать палец ребёнка. Палец накладывается сверху на строчку, постепенно открывая слово, ребёнок читает последовательно открывающиеся слоги. Постепенно, с увеличением скорости палец начинает тормозить чтение, поэтому необходимо сдвинуть его под строку. Если ребёнок теряет строчку, перескакивает через одну, можно использовать в этом случае закладку или обыкновенную линейку.

А вот при овладении синтетическим приёмом чтения возникают значительные трудности. Многие школьники надолго задерживаются на третьей ступени. На этой ступени простые и знакомые слова читаются целостно, а малознакомые и трудные по своей звукослоговой структуре читаются по слогам. На этой ступени смысловая догадка часто бывает ошибочной, ребёнок заменяет слова, окончания, т. е. он не читает, а угадывает, при этом смысл напечатанного и прочитанного не совпадает.

На четвёртой ступени главная задача — осмысление читаемого. Ребёнок не только синтезирует слова в предложения, но и отдельные фразы в контекст. И если на предыдущем этапе смысловая догадка имела место лишь в пределах предложения, то при синтетическом чтении она определяется смыслом всего рассказа. Ошибки при чтении на третьем этапе, как правило возникают из-за того, что ребёнка начинают подгонять, чтобы увеличить скорость, или требуют чтения целым словом. Если ребёнок не готов выполнить эти требования, он начинает читать быстро, но с ошибками или читать ещё медленнее, повторяя слово дважды, сначала про себя по слогам, а потом вслух целиком. Естественно, чтобы не допустить этого, надо предъявлять ребёнку те требования, которые он может выполнять, наращивая объём и скорость постепенно. Если ребёнок уже делает ошибки, необходимо определить причину. Так причиной пропусков, перестановок, замен букв или слогов в слове является требование к ребёнку увеличить скорость. Он начинает механически читать стоящие перед глазами буквы, не задумываясь над смыслом прочитанного, при этом страдает не только правильность, но и выразительность чтения. Особенно опасны ошибки, которые он делает в окончаниях слов, тем самым нарушая связь слов в предложении, а это может отразиться на письме. Первое, что надо сделать, - это снизить темп чтения. Если ребёнок не может снизить темп, можно применить обычную закладку. В этом случае закладкой закрывать строку справа. Это позволяет сдерживать темп чтения. Эта же закладка, но слева, пригодится вам в том случае, если ребёнок читает слово дважды.

На последних ступенях формирования навыка чтения по прежнему существуют затруднения в оформлении предложений и фраз. Понимание прочитанного возможно лишь в том случае, если ребёнок знает значение каждого слова, понимает связи, установленные между словами в данном предложении. Иными словами, для понимания прочитанного необходим определённый уровень развития зрительного восприятия, логического мышления, лексико-грамматической стороны речи. По наблюдениям А. Н. Корнева понимание текста слабо связано с техникой чтения. Аналогичные данные были получены на детях с дислексией (нарушением чтения). Это свидетельствует о том, что механическое чтение и понимание — относительно независимые навыки. Поэтому специальная работа по развитию способности к полноценному пониманию текстов необходима во всех случаях.

•  Контроль понимания прочитанного путём пересказа или подбора сюжетных картинок соответствующих тексту.

•  Контроль при помощи контрольных заданий. Задания могут включать в себя вопросы по тексту. Другой вариант, когда после рассказа даётся контрольное предложение, которое либо согласуется со смыслом, либо нет. Ребёнок должен сделать правильный выбор. Или даётся начало какой либо фразы из прочитанного рассказа, а ребёнок должен договорить до конца.

 

 

Список используемой литературы.

•  Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Санкт- Петербург, МиМ, 1997.

•  Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. Ось-89, 2006.

•  Татаринова И. А. Работа над деформированными текстами на логопедических занятиях с младшими школьниками. Логопед N 2, 2008.

 

 

 

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение