Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "Русский язык и литература"

Урок в 11 классе

«МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ…»

(по рассказу И.Бабеля «Письмо»)

Скогорева Надежда Никитична
учитель русского языка и литературы
школы №64 г.Красноярска

Оформление:

1.  Портрет писателя. Годы жизни (1894 – 1940).

2.  Эпиграфы:

О, если б только в сторону мечи!

И если бы средь жизненного пира

Кровь не лилась! Господь нас научи

Творить дела путём любви и мира.

В. Г. Бенедиктов.

«Я знаю это сердцем…»

И. Бабель

3. Магнитофон, видеомагнитофон.

Музыкальные записи:

  • - Д. Шостакович. Симфония №5 ля – минор.
  • - И. Бах. Ария из «Страстей по Иоанну».
  • - Видеозапись документального фильма «Чужой среди своих».

Цели:

  • - воспитание человека – мыслителя и творца;
  • - развитие способности к переживанию, а также умений вести исследовательскую работу.
  • - посредством исследовательской деятельности (анализа рассказа И. Бабеля «Письмо») выяснить ценностную позицию автора, обусловленную неприятием войны как политического действия.

Ход урока

Вступительная часть

(Звучит музыка Д Шостаковича) 

Учитель. Предметом нашего исследования на уроке является рассказ

И. Бабеля «Письмо». Понравился ли вам этот рассказ? Судя по вашим лицам, особого восторга не вызвал. Может, потому, что события, отражённые в произведении, происходили очень давно? А поняли ли вы, какая эпоха нашла здесь своё отражение? Найдите приметы времени.

- Что такое гражданская война? Почему эти войны так называются? Чем страшны гражданские войны? (ненависть к врагу – бывшему соседу, другу, близкому, родному человеку)

- А почему люди участвуют в гражданских войнах? За что они воюют? (за идею)

- Есть такое понятие – «вечные ценности»: как вы его понимаете? (то, что дорого человеку во все времена) Но, кроме вечных, есть какие-то личностные ценности. А что вами ценится сегодня? (фиксация на доске называемых учащимися ценностей: как правило, мир, любовь, здоровье, семья, дружба, знания, сотовый телефон, деньги).

- За стихотворными, прозаическими строками всегда просматривается человеческое «я» писателя, поэта. Всмотритесь, вслушайтесь в слова, взятые в качестве эпиграфа к уроку. Что ценит в человеческой жизни поэт-романтик 19 века Владимир Бенедиктов?

О, если б только в сторону мечи!

И если бы средь жизненного пира

Кровь не лилась! Господь нас научи

Творить дела путём любви и мира.

(жизнь, мир, любовь)

- Вы убедились, что далёкое – оно одновременно и близкое? Оказывается, сам человек с его отношением к жизни мало изменился!

- Итак, штрихи к портрету Бабеля (сообщения учащихся, подготовленные заранее).

Родился в Одессе – городе, подарившем миру целую плеяду талантливых писателей. Получил по настоянию родителей мощное образование. Знал несколько языков, в том числе французский, еврейский. Вырос на литературе французских гуманистов. Был близко знаком с Горьким. У Бабеля тоже было своё представление о человеческих ценностях: революцию понял как залог будущего счастья России, а потому принял участие в гражданской войне, служил в Красной Армии, в Конармии Будённого. И всё это время он вел дневник.

В 1924 году В. Маяковский опубликовал в журнале «Леф» несколько рассказов, основывающихся на дневниковых записях. Среди них было и «Письмо». И тогда, в 24-м, и в конце 50-х, когда сняли запрет с имени Бабеля, и сейчас реакция на эти рассказы одна: шок. К тому времени уже было огромное количество произведений о тех событиях, причём глубоко полярных. Но так о гражданской войне ещё никто не говорил!

- Перед вами книга Бабеля «Конармия». В неё вошло более тридцати рассказов, объединённых одной темой, общим героем – это работник политотдела Лютов. Третий по счёту – рассказ «Письмо».

- Почему рассказ назван именно так? Кто его (письма) автор? Кому адресовано?

- А теперь нам предстоит исследовать текст с различных позиций: литературоведческой, исторической, общечеловеческой. Это поможет нам ответить на главный вопрос урока: за что же или за кого был Бабель: за красных, за белых? На чьей он стороне?

 

Условно класс поделим на 4 группы.

1. Группа комментаторов. В рассказе мальчика Курдюкова неоднократно упоминаются географические названия. Выпишите их. Сопоставив материал из учебника истории с текстом, определите хронологические рамки произведения (какой этап гражданской войны здесь отражён) Время выступления – 2 минуты.

2. Литературоведы-1. Рассказ называется «Письмо». На самом деле оно занимает не весь текст. Определите композицию рассказа. Является ли Василий верующим человеком? (примеры из текста) Постарайтесь найти художественную деталь, выдающую авторскую позицию по отношению к описываемым событиям. Время выступления – 3 минуты.

3. Литературоведы-2. Образ литературного героя, как правило, складывается из таких составляющих

  • - портрет;
  • - поступки;
  • - обстановка комнаты, дома;
  • - отношение к окружающим;
  • - отношение окружающих;
  • - речь героя.

Что из перечисленного при создании образа Курдюкова автор использует в большей мере?

Проанализируйте речь мальчика Курдюкова. (найдите примеры просторечий и революционной лексики) Время выступления – 5 минут.

4. Группа экспертов . Составьте план самого письма мальчика. Что-нибудь вас поразило? Постарайтесь, опираясь на проделанную работу, определить мир ценностей главного героя. Время выступления – 5 минут.

Выступающие от групп

1. Перечисленные в письме города (Ростов, Воронеж, Майкоп, Новороссийск), а также упоминание о Чёрном море свидетельствуют о том, что гражданская война была на исходе, близилась победа Красной Армии.

Учитель . Но какова цена этой победы!

2. Рассказ назван «Письмо», однако самому письму предшествует вступление (экспозиция). Завершается рассказ диалогом мальчика и рассказчика, а также оценочным наблюдением рассказчика. Частые упоминания о боге: «бог вас не оставит», «лежит без креста», « принимал страдания, как спаситель Христос».

3. Из составляющих, которые помогают писателю создать художественный образ, Бабель использовал речевую характеристику, отношение к окружающим.

Речь мальчика представляет собой сочетание высокопатетической революционной лексики (беспощадная газета, геройский дух, красные орлы, тыл, фронт) и просторечий полуграмотного крестьянина (не евши, барахло, одёжа, дюже, посидали, выпущать).

4.Содержание письма.

  • - Традиционное приветствие.
  • - Просьба о съестном; жалобы на холод и голод.
  • - Беспокойство о коне.
  • - Сообщение о смерти брата Фёдора.
  • - Описание жизни в Воронеже.
  • - Перечисление заслуг старшего брата Семёна Тимофеича.
  • - Подробный рассказ о судьбе отца.
  • - Короткое описание стоянки в Новороссийском.

На первом месте – по-крестьянски основательная забота о хозяйстве, оставленном дома коне (живой или нет, засекается ли, подкован ли, настоятельно просит обмывать ноги с мылом). Подробно останавливается на том, какая была сытая жизнь в Воронеже. Гордится братом Семёном: получил в награду за свои заслуги от самого Будённого 2-х коней, одежду, орден, телегу (для награбленного). А цену Сёмкиных подвигов мы видим: может просто, без суда, зарезать человека – будь то сосед или родной отец.

Учитель. Детство дано человеку для того, чтобы учиться у взрослых: отца, матери, постигать духовные традиции своего народа. Такой традицией можно считать и веру.

- Какие заповеди нарушаются здесь людьми, и Василием в том числе? (не укради, не убий, не сотвори себе кумира).

Выводы

Учитель.

- Что приобрёл, а что растерял мальчик в этой войне? (научился быть беспощадным, революционной лексике, поступать незаконно; потерял связь с духовным прошлым, отца, брата, убил себя).

- Группа 2: какая художественная деталь в конце текста помогает понять авторскую позицию? (фотография с изломом; кажется, фронт прошёл через эту конкретную семью, а сколько их было по всей России и сколько нужно было времени, чтобы залечить искалеченные души!)

- Верно ли высказывание, что в гражданской войне не бывает победителей?

- Так на чьей же стороне автор? (На стороне правды, человеческой жизни, ибо нет ничего более ценного). Гражданское общество там, где ценится человеческая жизнь, где работают законы. А какой мир собирались строить герои рассказа?

- И мне по-человечески хотелось бы, чтобы когда-нибудь люди услышали крик души поэта (см. эпиграф), чтобы жизнь писателя Бабеля, зверски оборванная в самый расцвет его таланта, не пропала зря: ведь именно «Конармия» стала началом его конца.

- Актуален ли рассказ сегодня?

Заключительная часть. Оценивание

На столах у учащихся – белые и цветные листы.

1. Учитель предлагает по пятибалльной шкале оценить своё участие в уроке (ответы, участие в беседе, подготовка в парной работе - диалог, сопереживание, т. е. внутренняя работа).

2. Учитель предлагает выбрать красный лист, если сегодняшний разговор считают состоявшимся, подтолкнувшим к дальнейшей духовной работе, и зелёный – если ничего для себя не почерпнули.

(В это время – фрагмент фильма «Чужой среди своих»).

к началу статьи

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение