Учиться радостно, учить радуясь
Коркина Н.А., учитель
Дереш О.И., учитель МБОУ СОШ 69 г.Красноярск
It ' s more than a game . It's an institution.
Thomas Hughes(1822-1896)
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
Планируя свои уроки, мы думаем не только о том, чтобы ученики запоминали новые слова, ту или иную структуру, но и стремимся создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребенка. Наша главная задача - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.
Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование дает хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном — овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Игры приносят детям и взрослым рад ость творчества. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.
Игра всегда предполагает принятия решения — как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего — увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ребятам преодолевать стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «Оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми.»
Игры,с нашей точки зрения, способствуют выполнению важных методических задач:
созданию психологической готовности детей к речевому общению;
обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Согласно теории М. Ф. Стронина, игры подразделяются на следующие категории:
- 1.лексические игры;
- 2.грамматические игры;
- 3.фонетические игры;
- 4.орфографические игры;
- 5.творческие игры.
Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме. Развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.
Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности.
Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем,чтобы снять напряжение. При подборе различных игр необходимо учитывать возрастные категории учащихся, уровень их развития и информированности, а также помнить, что игра необходима ребенку, как взрослому человеку — работа.
Приведем некоторые примеры игр.
Лексические игры.
Цель:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
развивать речевую реакцию учащихся.
Стрельба по мишеням
Первый пишет или называет слово, начинающееся с последней буквы предыдущего и т. д.
Собери портфель.
В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.
Ученик берет находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски. А в дальнейшем ученик кратко описывает предмет который он берет: this is a book . This is an English book. This is very nice book.
Цветик-семицветик. Ромашка со съемными разноцветными лепестками. Школьники потом называют цвета. Или переводят написанные слова на них.
Составь слово. Учащимся предлагается список существительных. Надо подобрать к ним слово (общее для всех),чтобы получилось сложное существительное.
Знаете ли вы животных?
Представители каждой команды по очереди называют названия животных. Побеждает тот кто последним назовет животное. Мы используем эту игру и с другой лексикой, например, одежда, продукты и так далее.
Грамматические игры.
Цель: научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности ;создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.
Комментатор . Учащиеся по очереди выполняют действия и комментируют их, например: I ' m sitting . I'm standing up. I am going to the window. Побеждает тот , кто больше всех наберет очков .
Цифры. Образуются две команды. На доске записываются два ряда цифр вразброску. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Фонетические игры.
Цель - тренировать учащихся в произнесении английских звуков.
Кто правильнее прочитает? На доске записывается небольшое стихотворении или слова. Преподаватель читает текст. Несколько раз прочитывается с обучаемыми. Текст на доске закрывается, и обучаемые должны прочитать текст наизусть. За безошибочное чтение начисляются очки, а за каждую ошибку снимается 1 очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Долгий и краткий звук . Учитель называет слова со звуками. Например, [ I ] и [ i :] Если учащиеся слышат долгий звук, то хлопают в ладоши, а если краткий молчат.
Орфографические игры.
Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.
Буквы рассыпались
Формируем навыки сочетания букв в слове. Учитель пишет на доске или на бумаге буквы, перемешивает их. Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово.
Дежурная буква . Формируем навык осознания места буквы в слове. Учащимся раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.
Для работы с алфавитом.
Учитель показывает карточки с алфавитом и выигрывает тот, кто правильно назовет все буквы.
Заполни пропуски.
Учитель записывает слова и пропускает буквы. Учащиеся заполняют пропуски буквами. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит пропуски.
В заключении хочется сказать, что игры построены по принципу соревнования. Им присущ дух азарта, поэтому точный подсчет очков и определение победителей должны быть продуманы заранее и особо акцентированы.
|