Полезные ссылки > Знакомимся
Сегодня мы беседуем
с Юрием Владимировичем Ээльмаа -
кандидатом педагогических наук, методистом
НМЦ Красносельского района г. Санкт-Петербурга. Ю.В. Ээльмаа -
автор и разработчик проекта - Методико-литературный Интернет-сервер
“Урок литературы” (МЛИС)
Юрий Владимирович, что Вы вкладываете в понятие "методический
сайт"? Ведь по Вашим словам "в
настоящее время в российском
образовательном Интернете при достаточно
широко представленной номенклатуре
образовательных ресурсов отсутствуют
методические сайты"…
Вообще, коротко рассказать о МЛИС
- для
меня задача непростая. Когда работаешь над
чем-то каждодневно в течение трех лет –
кажется, что можешь говорить о своем детище
часами. Но в двух словах идея такова. Методико-литературный Интернет-сервер
“Урок литературы” (сокращенно МЛИС) –
первый методический сайт в русском
Интернете, главным потенциальным
пользователем которого является учитель
литературы. Его профессиональные проблемы,
повышение его научной и методической
компетенции – это основные направления
сайта. Материалы, представленные на МЛИС –
это работы по теории и истории литературы,
комментарии к произведениям школьной
программы, работы по анализу текста
художественного произведения, теория и
практика по изучению литературного
произведения в школе, методические
рекомендации.… Все перечислить трудно,
структура сайта достаточно разветвленная.
Разработка сайта велась в течение трех лет
(2001-2003), это был предмет моей диссертации. В
начале 2004 года проект открылся в Сети.
Учитель в Интернете может найти
очень много, но как воспользоваться
найденным – это уже другой вопрос. Сегодня
в гуманитарном Интернете существует
огромное количество ресурсов, на которых
размещено поражающее воображение
количество информации. На первый взгляд
кажется, что предложить что-то еще очень и
очень непросто. Между тем, когда учитель
сегодня начинает искать что-либо конкретное
– он оказывается под валом информации, абсолютно
ему ненужной, нерелевантной. Он не знает,
что он получит:
диссертацию, реферат семиклассника или
предложение купить книгу в Интернет-магазине.
Отсюда получается (такое мнение я несколько
раз слышал в учительской среде), что удачный
поиск – невероятное везение, а не
естественная норма. Согласитесь, несколько
странно. Поэтому мне хотелось создать такой
сайт, где учитель литературы чувствовал бы
себя “как дома”, где вся информация была бы
адресована именно ему.
Да, я действительно в разделе “О
проекте” написал, что сегодня сайтов,
похожих на МЛИС, не существует. Постараюсь
объяснить. МЛИС – первый методический
сайт. Что имеется в виду? Дело в том, что для
меня, как создателя системы, первичен был
вопрос об адресате, том потенциальном
пользователе, для которого строился МЛИС.
Им был учитель литературы. Конечно, можно
говорить, что среди пользователей могут
быть и ученики, и родители, интересующие
литературным развитием своих детей, и
ученые-филологи, в перспективе – даже
образовательные управленцы. Но так или
иначе главным пользователем остается
учитель литературы, и МЛИС изначально
проектировался в расчете именно на него.
На этапе разработки передо мной
стояла действительно сложная задача:
структурировать сайт так, чтобы, с одной
стороны, он включал в себя весь комплекс
проблем литературной науки и методики
преподавания, с другой, он должен был бы
понятен пользователю, т.е. соответствовать
его профессиональной понятийной модели.
Кроме того, он должен отражать структуру
той проблемной области, которой посвящен.
Трудность здесь заключается в том, что
литература, как одна из гуманитарных
дисциплин, с трудом поддается жесткой
формализации, ужимается в блоки, структуры,
схемы – литература существует по другим
законам - по логике искусства. И попытаться
осуществить этот перевод, представить все в
идее логичной структуры, но при этом не “разрушить”
саму литературу – в какой-то момент
казалось, что эта задача принципиально
невыполнима. Не могу сказать, что на сегодня
задача выполнена. Сегодня для того,
чтобы учителю литературы понять, как
построен МЛИС, разобраться в непростой, на
первый взгляд, структуре сайта, требуется
20-30 минут. При этом уровень его компьютерных
умений может оставаться на уровне владения
программой для просмотра Интернет-страниц
и умении работать компьютерной мышкой.
Покажем это пользователю “не-литератору” -
он вряд ли поймет и найдет ее слишком
сложной. Такая узкая специализация мне
представляется достоинством системы.
Как обстоит дело с
преподаванием литературы в школе
на сегодняшний день? Каковы основные
проблемы?
Сегодня именно с преподаванием
литературы в школе очень непростое
положение. Помимо расхожего “дети не
читают” и общего положения в образовании,
которое в одном из своих интервью директор
московской школы В. Фертман прямо назвал “коллапсом”,
у школьной литературы множество проблем.
Эксперименты с ЕГЭ, комплекты тем сочинений,
анонсируемые за некоторое время до
экзаменов и тем самым превращающие учителя
в банального репетитора-“натаскивателя”,
другие министерские инициативы (например,
планы сократить количество часов на
литературу до 2 часов в неделю) - все это
разрушает предмет. Сегодняшняя
образовательная реальность ориентирована
на воспитание человека прагматического,
востребованного рынком (свидетельство тому —
высокая популярность таких предметов, как
экономика, право, информатика, иностранные
языки в ущерб историко-филологическим
дисциплинам). Литература в эту реальность
вписывается с трудом. Кроме того, очень
мало хороших методик,
доступных учителю. Практически исчезла (по
сравнению с советскими временами) такая
серия, как “Книга для учителя”. О ценовой
политике книжных интеллектуальных
издательств говорить не будем – при
современной зарплате учитель
покупать книги практически не может. Что
получается: дело постепенно идет к
информационному вакууму, человек
замыкается в себе и в узком кругу коллег,
профессиональное развитие существенно
замедляется или останавливается. В свете этих проблем постдипломное
педагогическое образование со своими
задачами не очень справляется. Институты
усовершенствования учителей, районные
научно-методические центры испытывают те
же трудности, что и школа. Часто учитель
оказывается в одиночестве. Грустно… В
такой ситуации очень большую роль может
играть методический сайт как форма
повышения профессиональной компетенции.
Какие основные
задачи стоят перед МЛИС?
Основная задача и сама суть его
деятельности – это создание такого места в
Сети, где учитель литературы чувствовал бы
себя “как дома”, место, которое было бы
устроено по понятным для него принципам,
куда ему бы хотелось приходить и
возвращаться. В перспективе хотелось бы
создать среду, где учитель в соответствии
со своими профессиональными запросами мог
бы повышать уровень своей компетенции. Сайт
пока молодой, наполнение сайта – дело
многих месяцев и лет. Сегодня на МЛИС
представлен ряд филологических работ по
истории литературы (Ю. М. Лотман, Э. Э. Найдич,
Б. М. Гаспаров и др.), комментарий “Капитанской
дочки” и “Преступления и наказания” (последний
– в работе), работы методологического
характера (например, В.Г. Маранцмана),
теоретические материалы по изучению
литературного произведения в школе;
полностью размещен библиографический свод
по методике преподавания литературы в
школе 1980-2000 гг., раздел “Современный урок
литературы” постепенно наполняется
методическими рекомендациями. Дело в том,
что долгое время я поддерживал МЛИС в
одиночку, но с осени этого года сайт получил
некоторую поддержку от РОО Красносельского
района, и теперь обновления идут более
динамично. В перспективе надеюсь, что темпы
еще увеличатся.
Отдельно бы хотелось еще раз
сказать о форуме сайта, где происходит
живое общение учителей: каждый участник
может задать членам форума
интересующий его вопрос, выставить на
коллективное обсуждение свою методическую
разработку, получить совет или поддержку. В
идеале, я надеюсь, сложится постоянное
профессиональное сообщество. Я, как
администратор форума, слежу за тем, чтобы
общение протекало в корректной и
конструктивной форме, так что опасаться
возможного “беспредела” будущим
посетителям не стоит – этого не будет. Со
временем люди понимают, что это
действительно интересная и содержательная
форма профессионального существования.
То есть учителю литературы
предоставляется возможность не только
взять готовые материалы, но и поразмыслить,
обсудить с коллегами насущные проблемы.
Проект МЛИС существует уже год.
Какие результаты? Какова активность
педагогической интернет-аудитории. Вот все
говорят об оснащении школ компьютерами…
Если быть точным, то годовщину
будем праздновать 22 января 2005 года.
В начале 2004 года
проект открылся в Сети и
сейчас ежедневная посещаемость сайта –
порядка 600-800 человек в день. Но радоваться
пока, видимо, рано. Анализируя запросы,
видишь, что подавляющее большинство
поисковых запросов, приводящих на МЛИС, это
запросы учеников, ищущих сочинения или
рефераты. Самый замечательный запрос
последнего времени – это “саченения по
ривезору” . И вот таких “ривезоров”
очень и очень много. Есть, конечно, и
студенты педагогических вузов, ищущие
материалы по методике преподавания
литературы. Как ни удивительно, их на самом деле
не так уж и мало. Учителей литературы
значительно меньше по понятным причинам –
это самая “далекая” от сферы
информационных технологий учительская
каста. Но руки опускать я не вижу смысла –
если удастся создать прецедент
методического сайта на такой, прошу
прощения, “неблагодатной почве”, это даст
возможность утверждать, что по другим
школьным дисциплинам создавать такие
системы будет легче.
Сегодня я могу констатировать,
что в результате форумного общения на МЛИС
складывается пусть небольшое и медленно
расширяющееся, но при этом постоянное сообщество
единомышленников. Лично для меня это факт
отрадный. Будем работать дальше.
Спасибо, Юрий Владимирович. МЛИС - достаточно
интересный проект, надеюсь, что он будет
развиваться и дальше. Пожалуйста, расскажите немного о себе, как об авторе
этого проекта.
Если коротко, как анкетные данные…
Мне 29 лет, в течение 7 лет преподавал литературу
в школе, параллельно написал и защитил
диссертацию, итогом которой стал МЛИС (теперь
продолжаю проект уже не для диплома, а ради
интереса и ради идеи). Впервые увидел
компьютер в далеком 1988 – тогда это было
настоящее чудо под названием “РК-86”.
Пользоваться Интернетом стал в 1996-м, с
2000-го сам создаю сайты. Периодически задаю
себе вопрос, что мне ближе: литература или
веб-строительство, и ответа найти не
могу. Просто очень
трудно было жить, когда параллельно
существует работа и хобби, и я придумал МЛИС,
чтобы их объединить. Сейчас ушел из школы,
возможно, впоследствии вернусь, пока не
решил. В настоящий момент занимаюсь
разработкой образовательных Интернет-проектов,
которые могли бы в перспективе влиять на
нормализацию того положения, в котором
находится наше образование. Во всяком
случае, хочется верить, что это реально. Из
личных увлечений: байдарка, гитара, книги и
опять же Интернет. Наверное, так. Анкета
закончилась.
Желаем всяческих успехов и
процветания сайту МЛИС и его авторам. Мы не
прощаемся с Юрием Владимировичем, ведь
впереди нас ждут совместные проекты и
интересные идеи.
Методико-литературный Интернет-сервер
“Урок литературы” (МЛИС) www.mlis.ru
|